07.12.2010 00:12
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Плюмбумы среди нас

    Самое содержательное впечатление недельного репертуара - научно-популярная картина Павла Лобкова "Жизнь без боли", показанная на НТВ в минувшую пятницу. С нее и начну.

    Научно-популярный факт и притча

    Тем более что значимость картины не исчерпывается явленными нам откровениями в области физиологии и медицины. Конечно, само по себе интересно, что такое болевой синдром и как с ним бороться. Интересно понять, какие нейроны ответственны за возникновение непереносимых мучений и где они гнездятся. Как организм с помощью эндорфина их нейтрализует.

    Коэффициент познавательности фильма Лобкова высок. Но меня более всего заинтриговала его притчевая сторона.

    ...Где-то в Южной Америке живет-поживает улыбчивый и абсолютно, казалось бы, счастливый юноша Роберто Салазар. Он болен редчайшей на земле болезнью - он не чувствует боли. Он совершенно ее не чувствует. Может сломать себе руку, ногу, сжевать половину языка, расшибить себе лоб и не обратить на это внимания. Его можно оперировать без наркоза. Ему можно доверить любую тайну, без риска, что он ее выдаст под пытками.

    Роберто лишен самого ничтожного болевого порога. Или наоборот: его порог боли так высок, что у него нет шанса дотянуться до него.

    Отсюда некоторые моральные проблемы. Мальчик не понимает, что может другому человеку причинить физическую травму.

    Художественный вымысел

    Конечно, сразу вспомнился художественный фильм "Плюмбум" Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе. Там подросток не совсем лишен чувства боли, но его порог завышен. Потому имеет преимущество перед сверстниками в драках. И этим внушает им отчасти мистический страх перед собой.

    Здоровый парень на занятиях по самбо поймал Плюмбума на болевой прием, который не дал никакого эффекта. Парень в испуге отстранился.

    Физиологический дефект организма в таком случае мог бы стать источником тиранической власти больного над окружающими. Плюмбум же нашел выгоду в другом. Он стал на путь бескомпромиссной борьбы с криминалом.

    Подоплека

    ...В фильме Лобкова говорится об обостренном эгоизме Роберто Салазара, об отсутствии у него чувства сострадания. Не испытывая от рождения сам боли, Роберто не догадывается о ее существовании у другого. Он свободен от ее сопереживания. Она ему - не сторож. Она ему не сторож ни в физическом, ни в душевно-психическом отношении. Последнее особенно существенно, поскольку освобождает человека от личной морали.

    Стало быть, моральные проблемы других для него лишены многозначности, многослойности, какой-либо противоречивости.

    Таков юноша Плюмбум, без нравственных колебаний выписывающий штраф своему отцу за браконьерство.

    Что может быть ужаснее рационального идеалиста, ставшего отчаянным моралистом?.. И как далеко он способен зайти?.. И в какую бездну аморализма он может провалиться?..

    Об этом и фильм Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе. Он намекает на бездну аморального морализма.

    Художественный фильм был снят в 1986 году. Научно-популярный фильм Павла Лобкова, датируемый нынешним годом, поведал о психо-физической предпосылке такого героя, как Плюмбум.

    В свою очередь, вымышленный персонаж, на мой взгляд, должен рассматриваться как прототип реального человека.

    Плюмбумы среди нас

    Его мы увидели на том же канале в тот же день, непосредственно перед картиной Лобкова о боли. То был Александр Никонов, именующий себя писателем и журналистом. Мы его увидели на "Арене острых дискуссий"; обсуждалась тема проблемных детей. Мы его и раньше могли видеть. Он - автор скандальной статьи, сделавшей ему имя. Называлась она: "Добить, чтоб не мучился!".

    Добивать повзрослевший и возмужавший Плюмбум призывал детей с генетическими пороками. Потом его всякий раз звали в эфир и на эфир, когда надо было раззадорить публику. И всякий раз публика удивлялась, как нормальный человек может не стесняться своей бесчеловечности и даже вроде бы ею гордиться. А он всякий раз ссылался на поддержку немалого числа человеков и вдохновлялся ею на новые статьи и книги, исповедующие рациональный гуманизм, под крышей которого притаилась, по-моему представлению, идеология доброкачественного расизма.

    Другой пример - Сергей Кургинян.

    Вот уже, наверное, с полгода маэстро-политолог не оставляет усилий убедить население страны вернуться в Советский Союз. То ли с тем, чтобы там жить-поживать без репрессий, без ГУЛАГа, без туалетной бумаги, утираясь газетными портретами вождей, но с арсеналом ядерных боеголовок... То ли затем, чтобы забрать оттуда кой-какие пожитки: плановую экономику, соцсоревнование, учение Ленина, жесткость Сталина и ядерные боеголовки. Приплюсовать к этому богатству туалетную бумагу и опять жить-поживать, но уже в рынке...

    Получается так на так... Что в лоб, что по лбу. О чем тогда спор?..

    Спор о все той же человечности, которой господин Кургинян во всех исторических обстоятельствах готов был пожертвовать ради геополитического торжества его родины.

    Разница меж ним и Никоновым в сущности невелика, поскольку жертвовать в обоих случаях приходится одним - душой человека.

    Но именно после фильма Лобкова делается ясно, в силу какого внутреннего повреждения человек не чувствует сердечной боли других людей.

    Остается, правда, вопрос: в силу врожденного или благоприобретенного порока?

    А напоследок нам сказали...

    Неделя и в самом деле выдалась грустная. ТВ отпело Владимира Маслаченко; затем - Беллу Ахмадулину. Андрей Малахов, правда, решил "не вставать два раза" и справил поминки по обоим в одном ток-шоу "Пусть говорят".

    Получилось поминовение-шоу валетом. С одной стороны - поэт; с другой - спортивный комментатор.

    Кто спорит: оба достойные граждане, но смею думать: обоих обидели, совместив память о них в одной программе. Словно в один гроб положили.

    Валентина Пономарева со слезами на глазах у Ларисы Гузеевой пела "А напоследок вам скажу...". И далее пошли трогательные воспоминания Андрея Малахова о себе и о Владимире Маслаченко. После рекламы какого-то косметического крема слово получили друзья и поклонники творчества Беллы Ахмадулиной.

    ...Я все не устаю снова и снова удивляться, как окружения больших мастеров культуры соглашаются на участие в мемориальных шоу господина Малахова. Он - король пошляков, и все, к чему не прикоснется, начинает отдавать пошлостью.

    ***

    Выпал повод и порадоваться: РФ завоевала право на чемпионат мира по футболу в 2018 году. Не факт, что победим, мягко говоря. Но согреемся, строя стадионы, аэропорты, вокзалы, гостиницы, прокладывая дороги и борясь с коррупцией.

    Поделиться