07.12.2010 00:42
    Поделиться

    Индустрия сельского туризма растет на 20-30% в год

    Уже не за горами зимние каникулы, миллионы россиян поедут отдыхать в теплые края, кто-то в горы, кто-то захочет совершить экскурсии.

    Но есть люди, которые предпочтут загранице сельскую глубинку. О том, как в нашей стране развивается этот вид отдыха, рассказал нашему корреспонденту исполнительный директор Национальной ассоциации сельского туризма Юрий Баландин.

    - Что может предложить туристам сельский туризм зимой?

    - Мне понятно также желание людей, отдыхать в теплых краях, на горных склонах Австрии, Италии и других стран, где развита туриндустрия. В то же время надо учитывать, что зарубежный отдых часто связан с резкой сменой климата, что многим людям противопоказано, поскольку организм человека подвергается дополнительному стрессу. Я полагаю, что в недалекой перспективе большая часть россиян будет проводить свой зимний отпуск, да и летний тоже, где-то в глубинке России, в сельских усадьбах, питаться местными натуральными продуктами, приобщаться к нашей многонациональной культуре, сельскому быту и богатым традициям в окружении тишины и красивой природы.

    Думаю, что уже в течение 2-3 лет количество предложений зимнего отдыха со стороны объектов сельского туризма резко увеличится, многие хозяева гостевых домов видят в этом возможность расширить туристический сезон путем предложения таких услуг, как: катание на лыжах, коньках, санках и снегоходах. Некоторые хозяева обучают гостей верховой езде. Такие услуги не требуют больших расходов, а результат обоюдовыгоден как для туристов, так и для принимающей стороны.

    - Сейчас очень много говорят о развитии сельского туризма, а как он развивается на самом деле?

    - К сожалению, точных данных о численности гостевых домов и возможностях размещения туристов мы пока не имеем. Но если исходить из экспертных оценок, то число объектов уже исчисляется не сотнями, а тысячами. В Вологодской области в 17 районах организованы гостевые дома с единовременным размещением около 1400 туристов, в Калининградской - более 30 гостевых домов, в Ленинградской - около 20, в Московской - 22, в Алтайском крае работают около 100 усадеб, в Краснодарском крае - 19 и т.д. В течение 2011-2012 гг. мы ожидаем ежегодный прирост числа объектов сельского туризма по отдельным территориям на уровне 20-30%. Однако этого недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех желающих.

    Сельский туризм в России сегодня - это уже не дань моде. Это новое социально-экономическое явление, зарождение сектора туристической отрасли, ориентированного на использование природных, культурно-исторических и прочих ресурсов сельской местности.

    В этом году уже около 2% горожан провели свой отпуск в сельской местности. Для сравнения заметим, что в странах Евросоюза в сельской местности отдыхают 35% горожан, а в Голландии - около 49%. Это говорит о том, как много нам предстоит поработать, чтобы удовлетворить потенциальный спрос на отдых в сельской местности.

    - Какие у нас существуют формы сельского туризма?

    - Наш анализ показывает, что наибольшее распространение у нас получил прием туристов в частных агроусадьбах, которые могут принять 20-30 гостей. Семья расширяет свой бизнес шаг за шагом, избегая рискованных операций. Позитивный опыт усадебного туризма накоплен в Карелии, Алтайском крае, Калининградской, Ленинградской, Вологодской, Белгородской и других областях России.

    Интересная работа сейчас ведется в Чувашской Республике, которая определена пилотным проектом по развитию агроэкотуризма. Здесь на территории Чебоксарского района инициативной группой при участии австрийской консалтинговой компании АТС consultants реализуется проект экологического поселения "Ясна". Проект получил высокую оценку европейских экспертов и поддержан Европейским союзом как соответствующий всем мировым стандартам экопоселений.

    В Тульской области реализуется крупный проект создания агрокомплекса "Ясногорье". Здесь на площади 2500 га создается агрохолдинг животноводческого направления. Кроме того, завершено проектирование туристической деревни на 32 дома со всей дополнительной инфраструктурой.

    - Что нужно сельскому жителю, чтобы открыть свое дело, скажем так, турбазу? Ведь не все горожане готовы ради свежего воздуха и стакана парного молока жить в развалюхе вместе с хозяином?

    - По имеющимся у нас сведениям, среди отдыхающих на селе туристов есть немало и таких, которые готовы платить деньги за тишину, красоты первозданной, нетронутой человеком природы, сидя на берегу с удочкой или в лодке на воде. Но есть и такие гости, которые хотят обслуживания по европейским стандартам: отдельный дом, комфортабельная гостиница, современный коттедж со всеми удобствами; ресторанное питание, большой набор дополнительных услуг и развлечений. Учитывая состояние инфраструктуры наших сел и деревень, хозяину не всегда сразу удается обустроить гостевой дом на уровне западных стандартов. Приходится вначале ориентироваться на минимальные требования к обустройству дома: наличие санузла, водоснабжения, душ, оборудованной кухни и др. Но некоторые владельцы уже могут предоставить и хорошо обустроенное жилье (дома, квартиры, коттеджи) с автономной системой инженерного обеспечения, хорошей меблировкой, обученным персоналом, благоустроенной территорией усадьбы с хорошим дизайном.

    Для того чтобы начать туристический бизнес, необходимо разработать проект, бизнес-план и решить вопрос об инвестициях. Но учтите, что рассчитывать придется в основном на долгосрочные кредиты с господдержкой (пока только субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам). Когда будете выбирать проект гостевого дома, предусмотрите, чтобы он, по возможности, выглядел в стилизованном, привлекательном для данной местности стиле. Размер и интерьер дома должен соответствовать требованиям ГОСТа, комфорта, гигиены и безопасности. Всегда помните, что вы берете на себя обязанность по предоставлению гостю нормальных условий для отдыха, обеспечению его продуктами (питанием) и развлечениями. Гостю должно быть у вас комфортно, уютно, нескучно и безопасно.

    Надо еще продумать вопрос о юридическом оформлении своей деятельности, донести информацию до потенциального туриста, наладить с ним контакт, продумать вопросы обслуживания.

    - Чем фермеры привлекают городских жителей? Назовите наиболее интересные примеры сельского туризма?

    - Каждый хозяин усадьбы вопрос привлекательности его объекта туризма решает по-своему. Есть общие требования по обслуживанию гостей, ниже которых он обычно не рискует опуститься: это условия размещения, питания, набор дополнительных услуг, развлечения. Но почти у каждого фермера есть еще своя "изюминка", делающая туристское предложение заманчивым либо для ограниченного круга лиц, либо для подавляющего большинства отдыхающих. Это есть то, что мы называем, "свой бренд". Вот конкретные примеры.

    Фермер Николай Поздняков из Краснодарского края выращивает пшеницу, подсолнечник, а недавно помимо традиционной живности он завел африканских страусов, верблюдов, павлинов и вьетнамских свинок. Всю эту красоту он активно рекламирует, привлекая посетителей посмотреть экзотичных животных не в далеких жарких странах, а здесь, у себя на родине.

    В Ярославской области в качестве объектов привлечения используются существующие и вновь создаваемые здесь музейные комплексы. Так, село Кукобой Первомайского района объявлено родиной Бабы-яги. Здесь соорудили избушку и устраивают костюмированные представления, пользующиеся популярностью как у детей, так и у взрослых. Более 10 га территории отданы во владение сказочной старушке. Визитной карточкой районного села Пречистое является музей леса и краеведения, размещенный в здании конца XVIII века ,- бывшем торговом доме купца Свешникова. Это единственный провинциальный музей леса среди центральных областей России. В музее собраны замечательные экспозиции из истории края.

    Пять лет назад мне довелось побывать в окрестностях реки Катунь Алтайского края. Здесь я получил незабываемые впечатления, которые останутся со мной всю жизнь. Красавица Катунь не может не затронуть чувств даже самого взыскательного туриста. Река Катунь - визитная карточка, общий "бренд" для всех гостевых домов и усадеб, расположенных в ее окрестностях. А если каждый хозяин добавит к этому "бренду" еще и "свою изюминку", то это и будет то самое, что привлекает туристов на отдых в село.

    Поделиться