Из Министерства обороны ФРГ начали поступать утечки информации о необходимости продления американского военного пристутствия в Германии. Такое впечатление, что это целенаправленное зондирование общественного мнения или начало пиар-компании с целью приучить немцев, а заодно и весь мир к мысли, что без баз США в центре Европы не обойтись.
Тон акции задает министр обороны ФРГ Карл Теодор Цу-Гуттенберг, которому немцы дали краткое прозвище "Ка-Тэ". Этот популярный в Германии, - прежде всего за счет своих внешнеаттрактивных физических данных, - политик, не раз демонстрировал, что готов последовательно плыть в форватере политики Штатов.
Выступая с траурной речью на похоронах оберфельдфебеля парашютных стрелков Флориана Паули министр отметил, что солдат с честью выполнил данную им присягу, в которой обещал защищать интересы Германии и отстаивать право страны на независимость.
В общем-то ритуальные слова, если не учитывать, что погиб 25-летний герр Паули не в своем родном Галле, а в Афганистане. Каким же образом оберфельдфебель отстаивал там право Германии на независимость Цу-Гутенберг не уточнил.
А на днях немецкий министр обороны произнес слова, по поводу которых действительно стоит задуматься. Гутенберг сказал буквально следующее: ФРГ должна все более активно защищать свои национальные интересы за пределами Германии.
И это уже серьезно. Министр имел в виду, конечно, Афганистан, (или пока еще только Афганистан - авт.) но вот формулировка фразы уж больно схожа с той, которую обычно доводится слышать от американских военных и политиков.
Но зачем немецкой армии столь послушно идти в русле американской внешней политики? Вопрос, на который нет однозначного ответа, но зато есть непреложный факт - немцы все более стремятся идти имено в фарватере военных устремлений американцев. Они все теснее и теснее становятся их верными союзниками.
Общаясь в Германии с немцами, в том числе и депутатами Бундестага не раз доводилось слышать откровенное недовольство планами оборонного ведомства Германии активизировать поддержку американцев в Афганистане. На условиях анонимности, кое кто из моих собеседников сообщил, что недавно "Ка-Тэ" в разговоре с одним американцем высказался за бессрочное продление военного присутствия Штатов на территории ФРГ. Сейчас имя этого американца можно назвать благодаря обпубликованным на сайте "Вики-Ликс" секретным дипломатическим документам. Это - посол США в Германии Филипп Мерфи, которому немец кроме всего прочего любил жаловаться и на свою начальницу Анегелу Меркель, и на министра иностранных дел Гидо Вестервелле.
Пока в Германии об этом говорят вполголоса, но то, что немецкий военный министр все более напоминает Тони Блэра, к которому прилипла кличка "пуделя Буша", видят все. И что еще важнее - 70 процентов населения Германии не в восторге оказаться главной военной подпоркой США. Об этом сообщают результаты немецких опросов общественного мнения. Но дело в том, что немцев могут просто не спросить быть дальше американским базам в Германии или не быть. Референдум по этому вопросу не предусмотрен.
Кстати, на прошедшем недавно саммите НАТО, посвященном перспективам дальнейшего взаимодействия этого военного блока с Россией вопрос о американских военных базах из поля зрения выпал. О мощном американском оккупационном присутствии в центре Европы не говорили. Почему?
А ведь ситуация такова, что в ФРГ сейчас расквартированы около 70-ти тысяч американских военных. Зачем? И вообще почему они не покинули пределов независимой Германии вслед за советскими военными?
Вопросы напрашиваются сами собой. Если мы теперь не враги, то зачем такой более чем солидный армейский контингент в центре Европы? Афганистан и Иран тут уж явно ни при чем.
И тут уместно вспомнить историю. Причем совсем недавнюю. Помнится, в 1999 году, наши страны чуть не оказались в состоянии войны. Когда российские десантники неожиданным марш-броском достигли аэропорта в сербской Приштине, американский командующий силами НАТО в Европе Уэсли Кларк отдал приказ "уничтожить русских". Только благодаря мудрости британского генерала Майка Джексона, в чьей зоне ответственности располагался аэропорт, английские войска тогда отказались атаковать российский спецназ. Англичанин не выполнил американский приказ, потому что знал в чем заключаются английские национальные интересы и не хотел класть жизни английских солдат ради американских амбиций.
Может ли подобная ситуация повторится вновь? Неизвестно. Но если она повторится, то есть ли уверенность, что нынешний немецкий министр оборотны Карл-Теодор Цу-Гутенберг будет столь же мудр, как некогда английский генерал?
В ноябре 2007 года министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что на территории Германии останется расквартированными больше американских солдат, чем было запланировано изначально. И если большой контингент английских военных еще в начале девяностых покинул немецкий Мюнстер и его предместья, то военные базы американцев до сих пор продолжают действовать в Баварии, Гессене и Рейнланд-Пфальце. Американские владения в Германии насчитывают 287 объектов, общей площадью (!) более 74 тысяч гектаров, куда сами немцы не имеют доступа. Что творится за колючей проволокой этих военных объектов, немцы, так же как и остальные европейцы, не знают. А недавний скандал с нелегальными тюрьмами ЦРУ в Европе наводят на совсем уж нехорошие мысли.
В конце 2008 года представитель левых в немецком бундестаге Пауль Шефер писал, что присутствие американских баз означает полную сопричастность и отвественность немецкого бундесправительства за последствия милитаристской политики США.
Теперь ясно, что это предостережение прошло мимо ушей немецких военных. Ныне немцы благодаря своему министру обороны не только не дистанцируются, но и всемерно углубляют военное сотрудничество со Штатами и готовы бежать чуть ли не впереди паровоза. И это уже касается не только и не столько Афганистана. 70 тысяч американских профессиональных командос - это не несколько ракет ПРО. Это сила не оборонительного плана, а наступательного. Согласно своему предназначению они в течение 24 часов при необходимости должны высадиться и развернуть боевые порядки в любой точке Европы. Об этом также написано у Шефера.
Стоит ли России бояться этого пристутствия, решать, конечно, не журналистам, а политикам. Но то, что задуматься есть над чем - несомненно. У нас и так с Германией непростая совместная история.