В концертной программе развернувшихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина "Декабрьских вечеров Святослава Рихтера", проходящих под девизом "Тридцать лет спустя...", выступил знаменитый камерный коллектив The Hilliard Ensemble. В исполнении британцев прозвучала музыка XII- XVI веков и сочинения Арво Пярта.
Коллектив певцов из Великобритании, назвавший себя в честь художника Николаса Хиллиарда, прославившегося изящными портретами-миниатюрами Елизаветы I и ее современников, привез на "Декабрьские вечера" ренессансный репертуар, на исполнении которого The Hilliard Ensemble специализируется уже тридцать шесть лет.
Правда, сочинения Палестрины, Гийома Дюфаи, Жоскена де Пре в Белом зале музея прозвучали не в "историческом" художественном интерьере, а в окружении работ Пикассо, Матисса, Леже, ставших частью нынешней экспозиции "Декабрьских вечеров", посвященной французскому рисунку конца XIX - начала XX века.
В этом году музыкальная программа "Вечеров" не стала искать "созвучий" с живописью, а декларировала свое посвящение по случаю 30-летия фестиваля его основателю Святославу Рихтеру. Оммаж реализовался и в фотовыставке фестиваля, встречающей посетителей прямо на парадной лестнице, и в составе исполнителей, большинство которых уже выступали в этих стенах.
Среди них и The Hilliard Ensemble, исполнявший здесь в 2004 году вместе с саксофонистом Яном Гарбареком оригинальные обработки старинной музыки.
На этот раз музыканты (Дэвид Джеймс - контратенор, Стивен Хэрролд и Роджер Кови-Крамп - теноры, Гордон Джоунс - баритон) приехали в традиционном составе, и два часа их акапельного пения погрузили публику в углубленное, детальное созерцание той абсолютной музыкальной красоты, которая сознательно культивировалась в сочинениях и трактатах композиторов, творивших полтысячелетия назад.
Тонкие линии вокальных партий, складывающиеся в сложнейший полифонический узор, деликатная динамика, избегающая громкой звучности, размеренные темпы, лишь изредка переходящие в быстрое скандирование - все эти качества старинной музыки могут в совершенстве воплощать музыканты The Hilliard Ensemble. На концерте, правда, в их ансамбле временами терялась выравненность, идеальная слитность голосов, или вдруг из ясного, чистого целого "выпирала" неточная интонация контратенора.
Музыканты выстроили свою программу в необычном ракурсе, перемежая в первом отделении ординарные части Мессы под названием Se la face ay pale ("Бледное лицо"), написанной знаменитым фламандцем XV века Гийомом Дюфаи на тему любовной баллады, с сочинениями Палестрины и Жоскена де Пре, а во второй части концерта - произведения композиторов XII-XVI веков с духовной музыкой Арво Пярта. И в такой комбинации по театральному выпукло проступала и строгая просветленная красота четырехголосия Agnus Dei в Мессе Гийома, и образность спускающихся из одного звука, подобно лучам солнца, линий голосов в Ave Maria де Пре, и витиеватый, окрашенный человеческой эмоцией слог Гимнов святого Годрика, написанных им в XII веке под впечатлением небесных видений.
Удивительно, как в эту музыку, уводящую слушателя в совершенно другое измерение, вписались, словно "оригиналы", сочинения Арво Пярта, одно из которых My heart s in the Highlands ("Мое сердце в небесах"), деликатно исполненное контратенором Дэвидом Джеймсом в сопровождении органа, прозвучало как квинтэссенция всей музыкальной эпохи, коллизией которой была красота небесного мира.