Процедуру обращения в Конституционный суд могут упростить

Рабочая группа по подготовке нового регламента сформирована в Конституционном суде, правда, судьи уверяют, что для заявителей эти перемены даже в чем-то упростят процедуру обращений в КС.

Группу возглавил судья КС Гадис Гаджиев, вместе с ним над новым регламентом трудятся его коллеги Николай Бондарь, Геннадий Жилин и Михаил Клеандров. Новый документ, определяющий порядок работы Конституционного суда, должны будут утвердить на пленарном заседании судей в ближайшее время, чтобы к февралю, когда измененный закон вступит в силу, заседания шли уже в соответствии с законом.

Как сообщил Гаджиев, некоторые изменения, например, процедура избрания председателя КС (теперь это происходит не тайным голосованием, а назначением Совета Федерации, которому кандидатуру представляет президент. - Прим. "РГ"), были внесены еще в начале осени. "Самый трудный объем работы - это новый пункт регламента, который необходим в связи с появлением новой процедуры рассмотрения дел без проведения публичных заседаний. Это будет серьезная работа, потому что надо будет многое продумать и проанализировать, мы будем в системе рассматривать наш закон", - пояснил Гадис Гаджиев.

Надо сказать, что именно появление письменной процедуры вместо возможности лично изложить свои аргументы в здании Сената в Питере вызвало критические замечания. Но вот судья КС Сергей Казанцев полагает, что принципиально на положение заявителя новый порядок не повлияет: "Фактически эти поправки в закон легализуют ту практику, которая уже сложилась в КС, - это практика определений с позитивным содержанием, когда мы, не выходя в зал, выносили решения иной раз даже о признании нормы несоответствующей Конституции, либо подтверждали это решение применительно к данному заявителю, либо давали соответствующее истолкование нашему решению применительно к делу данного заявителя".

- Теперь у гражданина больше шансов на то, что его дело будет рассмотрено, потому что он может ходатайствовать перед КС, чтобы его дело рассматривалось публично, а до сих пор такого права на ходатайства не было. Более того, у него появилась дополнительная гарантия: ему будут направляться мнения противоположной стороны, то есть стороны, принявшей и подписавшей акт, - сообщил Казанцев.

Напомним, что обычно, приняв дело к рассмотрению, КС направлял материалы представителям Государственной Думы, Совета Федерации, правительству, администрации президента (также обязательно присутствуют в процессе Генпрокуратура и минюст, могут быть вызваны для участия в процессе ведомства, чьи нормативные акты тесно связаны с оспариваемой нормой, или высшие суды). Все эти структуры представляют письменное заключение, но теперь тому заявителю, которому предстоит получить постановление без публичных слушаний, позиция всех этих ведомств будет предоставлена КС. Правда, Сергей Казанцев уточнил, что в КС еще не решили, в каких случаях "суд может пересмотреть свое мнение о том, чтобы рассматривать это дело в письменном производстве и вынести его в публичное заседание".

Решения по таким делам без публичного рассмотрения будут называться постановлениями. "Суды общей юрисдикции, включая Верховный и Высший арбитражный суд, очень скептически относились к некоторым нашим определениям с позитивным содержанием, может, не ко всем, но к некоторым по крайней мере, хотя я думаю, что ни они, ни мы не хотели конфликта на этой почве", - признает Казанцев.

Впрочем, он не исключил, что и в определениях с отказным содержанием могут появляться юридические позиции, оценивающие тот или иной закон, - все будет зависеть от практики.

Также сохраняются гарантии обращения для гражданина в суд, если даже дело не закончено в какой-либо инстанции. Председатель КС Валерий Зорькин заметил, что считает новую формулировку "более точной, по сравнению с предшествующей": "Я думаю, что, по существу, у КС все равно осталась дискреция решать, достаточно ли считать закон примененным для того, чтобы запустить конституционный процесс".