Как стареют люди? Когда перестают думать о других и о другом. Она так и не состарилась, хотя ушла из жизни на 88-м году жизни, любопытство к которой испытывала феноменальное.
Никто до последнего дня, кроме отдела кадров, не знал, сколько на самом деле лет Элле Максимовой, потому что это не имело ровно никакого значения - не на ТВ же работаем.
Стэлла Максовна Меркель (по паспорту) - из плеяды великих известинцев - Анатолия Аграновского, Татьяны Тэсс, Нины Александровой... Такой вот уникальный связной эпох и поколений, символ высокой нормы и здравого смысла во времена, когда главные редакторы в "Известиях" менялись чаще, чем времена года. В переломные 90-е в профессии сломалась не одна судьба, приходили и уходили из "Известий" целыми командами, но оставалась Элла Максовна как талисман и надежда, что великий корабль не утонет в море рыночных бурь.
Человек блестящего аналитического ума, человек-ледокол, который расколет любую тайну, даже если для этого придется вести журналистское расследование с помощью Международного Красного креста в нескольких странах.
Помню, как Элла Максовна готовила материал о командире белорусского партизанского отряда "Список Пронягина", который спас из гетто сотни евреев, но не смог жениться на своей любви Дине (комиссары запретили), и как он полвека мучился этим - предательством ли? Она через полвека нашла в США его первую любовь Дину. Фамилия Пронягина сегодня среди имен праведников в Яд-Вашеме...
Когда был снят гриф "совершенно секретно", в архивы бросились сотни любителей сенсаций. Но ведущие историки страны сами звонили Элле Максовне, доверяли ее точности в интерпретации. Вспоминаю ее знаменитый репортаж из Государственно архива РФ, когда Элле Максовне первой было разрешено прочесть шесть томов расследований НКВД обстоятельств гибели Гитлера; она там же увидела его череп, который все эти годы лежал в картонной коробке с надписью "Чернила для авторучки синие".
Она не допускала скидок на "такие времена". Была в профессии из редкой категории праведников, на которых по смыслу все и держится.