Модернизация является по сути превращением финансового ресурса, который приносит нефтяная труба, во "что-то более современное и эффективное". И чтобы это превращение состоялось, достаточно веры в модернизацию нескольких сотен тысяч россиян. Такие мысли высказал первый зам главы администрации президента Владислав Сурков в интервью одному из журналов.
Но для начала он объяснил, от чего погибло советское общество. Как выяснилось, от усталости.
- Они захотели "жить как люди". То есть мирно, спокойно, ходить на работу, иметь рядом хороший супермаркет, не ставить себе больших целей, не служить в армии. В общем, жить не напрягаясь. В чем-то это была усталость, безусловно. В этом смысле значительная часть общества впала в циническое настроение, - сказал Сурков.
По его мнению, советская система оставила после своего краха основу экономики - нефтегазовую трубу, которая и по сей день продолжает генерировать доходы, достаточные для относительно стабильного материального благополучия страны. Более того, настроение в обществе практически не изменилось. "Осталась просто "труба" минус "цели". Чего же лучше - нет обременения! Живите спокойно, не ходите на войну, не думайте о человечестве. Не думайте о том, что будет завтра. Все есть под рукой. Мы не такая уж большая, относительно по населению, страна... На наш век хватит..." - так описывает Сурков современное состояние российского социума.
Однако, говорит первый зам главы президентской администрации, такого сценария не случится, ведь это по крайней мере скучно. "Не надо забывать, что многие страны и цивилизации погибли даже не от больших потрясений и напряжения, а как раз от скуки. В этом смысле тепловая смерть нашего социального пространства вполне возможна, если мы и дальше будем предаваться этому "сну разума", - считает Сурков.
И все же народ с такой исторической памятью не может просто уйти. Тем более что у него есть Дмитрий Медведев. "У нас глава государства мыслит большими категориями. Есть еще набор людей, которые серьезно к этому относятся. Мне кажется, это дело совсем не безнадежное. Тем более я уверен, что для того, чтобы модернизация была успешной, нам не нужна всеобщая мобилизация. За это дорогое дело платить придется все равно. Это не вопрос жертвоприношения или грабежа, как это было в эпоху индустриализации", - сказал Сурков, объяснив, что задача модернизации выглядит как конвертация финансового ресурса, который приносит нефтяная труба, "во что-то более современное и эффективное".
И чтобы это что-то состоялось, необходимо тиражировать такие проекты, как "Сколково" - только в случае массовости они принесут должный эффект. При этом сторонникам модернизации следует учитывать традиционные ценности, а идею осовременивания России должны разделить хотя бы несколько сот тысяч человек, и этого будет достаточно для успеха дела.
Впрочем, Сурков затруднился определить свой политический окрас. "Я точно не либерал, но не знаю, консерватор ли я", - признался первый замглавы. По его словам, он старается не приписывать себя ни к одному из лагерей, ведь это "по большому счету не имеет значения, поскольку я сотрудник администрации президента, работаю на главу государства, и мои убеждения - мое личное дело. Я не политик, а помощник политика".
Как бы ни увлекала внутрироссийская тематика, Сурков высказался и в отношении международных проблем. Так, по его мнению, участие России в тех или иных блоках, в том числе НАТО, не лишило бы ее суверенитета. "В блок можно войти, и из него можно выйти. Если это блок, а не какое-то государственное образование, - отметил Сурков. - Для меня проблема суверенитета лежит в другой плоскости: вступать в те или иные альянсы - это как раз право суверенной страны. Это значит брать на себя обязательства, а не лишиться суверенитета. В таких случаях всегда есть условия, при которых страна слагает с себя обязательства и освобождается".