08.12.2010 00:20
    Поделиться

    Минюст опубликовал законопроект, регламентирующий охрану тюремных психбольниц

    Министерство юстиции опубликовало для общественной экспертизы проект документа, регламентирующего охрану специальных психбольниц.

    Следить за порядком в таких учреждениях будут специальные отделы тюремного ведомства. Однако это не значит, что психиатры в погонах возвращаются. Подобные лечебницы по-прежнему останутся чисто гражданскими учреждениями со всеми вытекающими последствиями.

    Напомним, "лечебный срок" в таких больницах отбывают преступники, которые, как решила медкомиссия, не ведали, что творили. Их надо лечить, а не сажать. Поэтому тюремное наказание заменено принудительным лечением. Некоторое время подобные стационары оставались без серьезной охраны. Некогда МВД сначала передало их в минздрав, а потом и вовсе сняло свои посты. Возникла своего рода правовая коллизия: кто должен отвечать, чтобы пациенты не разбежались? Порой доходило до курьеза: вооруженный конвой привозил арестанта, снимал наручники и передавал его с рук на руки какой-нибудь бабульке-санитарке. Лишь в прошлом году проблема была решена: вступил в силу закон, поручающий охрану специальных лечебниц тюремному ведомству. При этом стража стоит только по периметру. За то, что происходит внутри, отвечают врачи. Хотя если возникнут какие-то проблемы, люди в погонах вправе прийти на помощь.

    Одним из самых знаменитых пациентов подобных учреждений в последнее время был чемпион по боям без правил Вячеслав Дацик, по прозвищу Тарзан. Его арестовали в 2007 году за то, что он, по данным следствия, устраивал налеты на салоны сотовой связи. Врачи сочли, у известного бойца есть проблемы с психическим здоровьем. Поэтому с легкой руки судмедэкспертов Дацик был направлен судом на принудительное лечение. Сначала он лежал в санкт-петербургской психиатрической лечебнице с интенсивным наблюдением. А в этом году был переведен в Дружносельскую областную психбольницу. Это уже обычное учреждение, особой охраны в погонах там не предусмотрено. В итоге Дацик просто сбежал. Сейчас он находится в норвежской тюрьме в ожидании возможной депортации в Россию. Местные врачи находят его психически здоровым, но это к слову.

    Сегодня в России действует пять специализированных больниц с интенсивным наблюдением: в Санкт-Петербурге, Орле, Костроме, Новочеркасске и Калининграде. Охраняют их подразделения тюремного ведомства. Там содержатся наиболее опасные больные, совершившие самые тяжкие преступления. Как рассказывают эксперты, остальных уголовных больных порой отправляют либо в больницы общего типа, стационары специализированного типа или на амбулаторное наблюдение. То есть домой. Так что здесь есть о чем подумать.

    В любом случае определять число подобных больниц должно правительство. Документ же минюста устанавливает, как должны выглядеть отделы по охране спецлечебниц. В их состав должны войти не только служба охраны и безопасности, но и юридическая служба, и даже служба психологической работы. Полный список, какие кадры должны охранять больницы для опасных больных, есть в проекте положения об отделе охраны психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением. Документ опубликован на официальном сайте ведомства.

    Как договорится в проекте, сотрудники отдела охраны должны производить проверку документов, удостоверяющих личность, досмотр вещей, а "в исключительных случаях" - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах. Говоря простым языком, посетителя лечебницы могут обыскать. Но для этого у охраны должны быть веские основания.

    Сотрудникам подразделения охраны разрешено применять физическую силу, специальные средства и оружие. Охране также предписано применять технические средства для содействия медперсоналу в проведении постоянного интенсивного наблюдения за состоянием и поведением пациентов. Говоря проще, в палатах могут появиться видеокамеры. И дежурный будет видеть все.

    Поделиться