История национального белорусского кинематографа началась в 1924 году, когда было организовано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии. В 1925 году появилась кинохроника, а в декабре 1926-го - первый фильм "Лесная быль", снятый режиссером Юрием Таричем.
Так как своя производственная база в то время отсутствовала, белорусская студия художественных фильмов "Советская Беларусь" начала работать в Ленинграде, где и были созданы ее первые картины. В столицу Беларуси киностудия переехала в 1939 году, а с 1946 года получила название "Беларусьфильм".
Сегодня "Беларусьфильм" является одной из современных киностудий Европы, где охотно снимают фильмы и российские режиссеры. На днях в Москве в рамках Года культуры Беларуси в РФ завершились "Дни белорусского кино", которые продемонстрировали последние достижения киностудии. О том, чем живет киностудия, рассказывает главный редактор национальной киностудии "Беларусьфильм" Наталья Стежко.
- Инициатива пригласить белорусский Союз кинематографистов в Россию, - рассказывает Наталья Григорьевна, - исходила от Союза кинематографистов России. Пришло официальное приглашение в Министерство культуры Беларуси, была составлена программа из художественных и документальных фильмов, которые могут достойно представлять наш кинематограф. В программу вошли работы наших ведущих кинематографистов, документалистов, аниматоров. Это последние фильмы, которые сняты на "Беларусьфильме".
- Как составлялась программа? Расскажите о самих фильмах.
- Современное кино Беларуси в Москве было представлено фильмами "Масакра" Андрея Кудиненко. Это талантливый режиссер, он стал известен благодаря своей картине "Партизанская мистерия", потом Андрей работал в России, снял фильм "Розыгрыш". Сейчас Кудиненко вернулся в Беларусь. Саша Колбышев воевал в Афганистане, окончил актерский факультет. Фильм "Волки" - его дебют. Картину восприняли хорошо даже студенты, которых не обманешь. Я преподаю в БГУ и как-то принесла студийцам билеты, чтобы они посмотрели фильм "Волки". Они дали очень высокую оценку фильма. Еще одно имя - Александр Кананович, ученик Михаила Пташука, очень активно работает в России. Он - комедийный режиссер, его сравнивают то с Гайдаем, то с Кустурицей. Сценарий к его фильму "Дастиш фантастиш" написала Мария Мажар, белоруска, окончила ВГИК, снимала на "Беларусьфильме" картину "Враги". В программу вошел и фильм "Брестская крепость" - продукт Союзного государства, совместное производство Беларуси и России. Я тоже поучаствовала в создании фильма. Я предложила вернуться к документальным фактам и взглянуть на события глазами подростка. Героем стал трубач Петя Клыпа. События начала войны показаны его глазами. К созданию сценария были подключены наши литераторы. Они погрузились в архивы, в итоге был создан очень крепкий сценарий. Фильм был показан во время нашего национального кинофестиваля. Зрители Бреста очень тепло приняли фильм.
Наши документалисты Галина Адамович, Виктор Аслюк, Сергей Лукьянчиков востребованы, а мультипликаторы И. Кордюкова, А. Ленкин, В. Петкевич - гордость Беларуси. Мы анимацию сохранили.
- Почему российские кинематографисты так любят работать на "Беларусьфильме"?
- Мы сохранили производство, на студии у нас восстановлен полный цикл съемочного процесса. Закуплено качественное оборудование, очень хорошая студия озвучивания, три огромных павильона, где можно работать. В настоящее время киностудия "Беларусьфильм" имеет все основное кинотехническое оборудование, специальный и игровой транспорт, сценическо-постановочные средства. Киностудия располагает тремя съемочными павильонами. Площадка натурных съемок - это площадь территории киностудии, на которой размещены производственные постройки, занимающие примерно три гектара. В 40 километрах от Минска, в лесу, расположена еще одна площадка натурных съемок площадью 45 гектаров с озером, оборудованная гостиницей, летними домиками. Здесь много снимается военных и исторических фильмов. У нас хорошие костюмы, декорации, цех подготовки съемок. Валерий Тодоровский практически поселился у нас. Много снимает Дмитрий Астрахан.
- С кем из российских студий вы связаны?
- Мы успешно сотрудничаем с российской студией "Централ Партнершип", сняли с ними фильмы "Снайпер", "В июне 41-го", где главную роль сыграл Сергей Безруков, "Брестскую крепость". Я встречалась с руководством "ЦПШ", мы обменялись проектами на будущее. На "Беларусьфильм" обращается много кинематографистов, рассматривая студию в качестве инвестора. Нам это невыгодно, а вот совместное производство выгодно. В Минске можно быстро и качественно снять фильм. И если герой фильма из Беларуси, то такой проект проходит "на ура". Поэтому приглашаю к совместному творчеству.
- Белорусские мультипликаторы постоянно занимают призовые места на различных кинофестивалях. В чем секрет их мастерства?
- У нас хорошая мультипликация. Наши художники очень преданы профессии. Среди них Александр Ленкин, Игорь Волчек, Петкевич, Тумеля. У них своя техника создания анимации. Тумеля работает в технике ватинанки, когда фигурки вырезаются из бумаги. Наши мультфильмы получают ведущие призы на кинофестивалях, но пока не востребованы телеканалами. На ТВ так организуется сетка вещания, что нет "детского" времени. С трудом пробивается документальное кино.
- Как вы выживаете?
- У нас стопроцентное государственное финансирование. "Беларусьфильм" существует только на государственные деньги. Чтобы фильм вошел в производство, сценарий должен пройти худсовет киностудии, экспертный совет министерства культуры. У нас и там, и там работают профессионалы.
- Беларусь - одна из немногих стран, которая сохранила прокатную систему, которая сегодня отсутствует в России.
- Беларусь - страна маленькая, и зрителей в кинотеатрах немного. Зритель развращен плохим кино. Искусство элитарно, и его надо учиться понимать. Фильмы, которые заставляют думать, залы не собирают.
- Европейцы тоже работают на "Беларусьфильме"?
- Иностранцы с удовольствием сотрудничают с нами. Снимают павильоны, берут напрокат костюмы, военную технику.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние белорусского кинематографа?
- Сегодня белорусское кино на подъеме. Успех кино, когда хорошая драматургия и хороший режиссер. У нас высокое требование к сценариям. Мы вернули некоторых белорусских режиссеров из России, чтобы работали у нас. За наше кино не стыдно. Доказательство тому - нас пригласили участвовать в Днях белорусского кино в Москву.
Хочу поблагодарить Союз кинематографистов России за приглашение, мы показали хорошую программу, залы были заполнены. Очень хорошо, что в России существует Союз кинематографистов, что у них есть свое помещение, у нас такого нет.
- Нет ли идеи объединиться с российскими кинематографистами, как объединились белорусские и российские писатели?
- Пока такая идея не рассматривалась.
- Какие сейчас картины снимаются на "Беларусьфильме"?
- Студия рассчитана на съемки 12 картин одновременно. Андрей Кудиненко готовится к запуску мистического триллера по белорусским рассказам и легендам. С "Централ Партнершип" снимаем фильм "Немец". Это восьмисерийный телевизионный фильм, который делает режиссер Александр Ефремов. В запуске "Все, что нам нужно" режиссера Ивана Павлова. В основе его добрая история, случившаяся под Новый год. "Тихий центр" - картина о жильцах одного дома, где проживает четыре семьи, и о взаимоотношениях между ними. Завершаются съемки детской картины "Рыжик" для семейного просмотра. "На перепутье" - мелодрама режиссера Виталия Дудина. В год мы производим по семь-восемь фильмов. В Минске снимать удобно, поскольку город очень компактный и за день можно снять две-три сцены. В Москве, чтобы перебраться из одной точки в другую, понадобится целый день.
- В руководстве минского кинофестиваля "Листопад" произошла смена руководства, как это сказалось на фестивале?
- Ростислав Янковский покинул фестиваль. Директором стал Геннадий Давыдько. Раньше фильм на Гран-при оценивал зритель, а сейчас профессиональное жюри. Последний "Листопад" оказался очень сильным. Победителем последнего фестиваля признан венесуэльский фильм "Брат". Была отдельная программа молодого кино. Много гостей. Все удалось!