09.12.2010 00:20
    Поделиться

    Мария Городова: Закостенение в грехе приводит к одержимости

    Закостенение в грехе приводит к одержимости

    Считать, что беснование и одержимость - большая редкость, или даже выдумка кинематографистов по меньшей мере прометчиво.

    "Здравствуйте, Мария! У меня беда. Мою трехлетнюю дочку-красавицу Полечку избила моя же жена, ее мать, Марина. В том, что это сделала Марина, сомнений нет. Когда я в тот вечер вернулся из командировки (всего-то пять дней!), сразу почувствовал, что в доме что-то не так. Хотел Полечку перед сном выкупать, а Маринка мне зубы начала заговаривать: сегодня не надо, а то няня заболела гриппом, не дай бог, Полечка после купания простудится. Но я, во-первых, уверен был, что ничего не случится: у нас тепло, полы с подогревом, Полечка с рождения плескаться обожает, а, во-вторых, меня зацепило, что Маринка очень уж на своем настаивает. И напряженная какая-то. Я старше ее на семнадцать лет, если она врать пытается - сразу вижу.

    Ангел или дьяволица

    Стал я Полечку раздевать, и - мама родная! - у нее на левой ручке и на плечике две ссадины с синяками, а на груди, ближе к ключичке во-о-от такой синячище! Тельце у Полечки загорелое, мы как раз и месяца не прошло, как с Таиланда приехали, так синяк этот на груди даже через загар будто слива налитая сияет. Я - к Маринке. Та сначала попыталась отпираться, стала что-то про лестницу лопотать: "няни не было, Поля расшалилась, бежала и расшиблась!". Но со мной такие вещи не проходят, меня за дурака держать нельзя! И она раскололась: стала в ногах валяться, рыдать-умолять, прощенье просить, говорить, что сама не понимает, как это вышло, и что на нее нашло. "Бес попутал".

    Знаете, Мария, я бы понял и, может, даже простил - хотя такому прощения нет! - если бы действительно она не доглядела: по телефону трепалась, или в Интернете зависла, и ребенок упал. Дети есть дети, хотя если ты мать и дома сидишь, не работаешь, и тебе все условия созданы, ты должна с ребенка глаз не спускать! Но я не зверь, если бы случайность, не уследила, я бы понял! Так нет! Она сама ударила ребенка! Говорит, не знает, что на нее нашло: няни два дня не было, Поля капризничала, не хотела есть, и вывела ее из себя: сама не помнит, как ударила - этой же тарелкой с пюре! Несколько раз!

    И вот теперь вы мне, Мария, объясните, как может такое быть, что за внешностью ангела дьяволица скрывается? Они обе - и Маринка, и ее мамаша, к которой я Маринку в тот же вечер отправил, в один голос ревут, по телефонам названивают, хоть номер меняй, умоляют все простить, говорят, что такое не повториться. А как мне этому верить? Я для Маринки ничего не жалел, все для нее - и домработница, и няня, и Пхукет с Египтом! После рождения Полечки всю ювелирку ей скупил, хоть свой магазин открывай. Уже вторую Audi ей поменял... Кстати, как раз с машиной у Маринки, еще в самом начале, инцидент вышел, который доказывает, что неслучайно все. Хотя я тогда этому серьезного значения не придал.

    Битой в лобовое

    Мы когда с Маринкой познакомились, она в институте телевидения училась, на экономическом: 3-й курс уже, а ездила всё на Daewoo Matiz-е, вот я ей "Матизку" на Audi и сменил - пусть девочка понимает, кто перед ней. Она уже месяца три на Audi каталась, и тут как раз под Новый год это и произошло. Я в тот вечер домой пораньше приехал, а она по магазинам собиралась - шопинг к Новому году. Жду ее, жду, темнеет уже, метель началась, а ее все нет. Набрал ее, вроде все нормально - в пробке стоит, на подъезде. И вдруг, буквально через двадцать минут, звонок. Рыдает, сквозь всхлипывания ничего не пойму, одно разобрал: "Зая, спаси! Убивают! Тут, внизу!" Меня прям подкинуло! Схватил, что под руку попалось и вниз: летел, ступенек не разбирая. Потом долго еще смеялся, вспоминая, как в шлепанцах и дубленке поверх трусов во дворе нарисовался: в одной руке травматика - "Оса", другой пацанов по трубе вызываю!

    Оказалось, Маринка весь день шопилась, вечером в пробке проторчала, подъезжает к дому, ко мне спешит, а там у нас один козел есть, который вечно своей тачкой проезд загораживает. В общем, Маринка ему посигналила, а этот лошара - ноль внимания, по мобиле трепется. Ну, Маринка моя - девка вспыльчивая, темпераментная, она ждать, пока этот конь кончит, не стала: вышла красивенько так из машины, достала из багажника бейсбольную биту, да и вломила ему прямо в лобешник его тачки. Говорит, у мужика в первый момент такое выражение было... Джим Керри отдыхает! Ну, потом, когда у этого лося глаза назад на орбиты вернулись, он, ясное дело, Маришку скрутил - а что, большого ума не надо: девчонке двадцать, она у меня тоненькая, как балеринка.

    В общем, лобешник я ему заменил, выпили мы с ним мировую - мужик, как оказалось, на растаможке сидит, нормальный, в целом. А мы потом с Маришкой, как Джима Керри по ящику увидим, ржать начинаем - соседа вспоминаем. И Маришка у меня, как сейчас перед глазами стоит! В полусапожках на шпильках - а снегу намело, чуть ли не по колено! - юбчонку ветер обдувает, норочка ее распахнулась, на голове ни шарфа, ни шапки, и в глазищах голубых, огромных слезы стоят - ну, не девочка, "цветочек аленький"! И бита бейсбольная наперевес!

    Мы тогда над этой историей много смеялись , а выходит, мне над ней задуматься надо было"

    Кирилл.

    Комментарий

    Здравствуйте, Кирилл! Кирилл, фраза "бес попутал", как это ни покажется странным в наш век, век смешения ортодоксального материализма со средневековым магизмом - это вовсе не метафорическое выражение. Так же как одержимость бесами - не выдумка голливудских кинематографистов, а конкретное проявление духовной реальности, к которой мы, к сожалению, относимся слишком легкомысленно.

    Противостояние

    Скажу больше: когда читаешь скрупулезные описания случаев беснования и одержимости, сделанные священниками в конце XIX-начале XX века, понимаешь, что считать, будто все эти эпизоды - достояние прошлого, по меньшей мере наивно. Триумфальное шествие по планете двигателей внутреннего сгорания, телевидения и Интернета не сделало человека более защищенным от нападок сущности, называемой "враг рода человеческого". А совершенно дремучее невежество в вопросах того, как именно происходит вселение дьявола в человека и губительное невнимание к своей собственной душе приводит к тому, что одержимость и беснование - совсем не такая экзотика, как нам бы этого хотелось.

    Противостояние врагу рода человеческого - одна из главных тем в творениях святых отцов, и опыт, накопленный аскетикой, бесценен. Так вот, по мнению отцов Церкви, одержимость бывает двух видов. Первая - это одержимость в крайнем своем проявлении, когда бес обитает в человеке как вторая личность, при этом личность самого бесноватого пребывает в подавленном состоянии - такие примеры очень ярко описаны в Евангелии, и, подробно, с научным педантизмом, в трудах священников разных поколений. Второй вид одержимости, может внешне не столь пугающий и зрелищный, но не менее гибельный, это одержимость, вызванная порабощенностью души человека страстями. Кстати, не надо считать, что эти страсти должны быть какими-то необыкновенными. Вовсе нет. Как отмечают святые, чаще всего со вселением дьявола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках - зависти, злобе, гневе, осуждении, раздражительности, злословии, корысти, "во мгле сердечной лености" - то есть равнодушии, неумении и нежелании сострадать и помогать нуждающимся... Здесь очень важен момент укорененности в грехе, пребывание в нем длительное время, превращение греха в страсть.

    Не подвиг, но благодать

    Но и в первом, и во втором случае одержимости душа одержимого в буквальном смысле подчинена злой, губительной силе, и справиться с ней самостоятельно она не может. Потому что, как учит святитель Игнатий Брянчанинов: "необходим подвиг для христианина, но не подвиг освобождает христианина от страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа".

    Но как же все-таки бес проникает в душу человека? Каковы механизмы внедрения вражеской силы на человека и есть ли у души иммунитет против такой духовной агрессии? Что может защитить нас от демонического воздействия? А что делает более уязвимым? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующей статье, а пока я процитирую слова Симеона Нового Богослова, сказанные о людях, не понимающих, что источником зла в их душе является дьявол: "Тем-то и бедственна, и пагубна эта болезнь, что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума - мои собственные".

    Продолжение следует.

    Уважаемые читатели! Ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Наш адрес:125993, Москва, ул. Правды,

    д. 24, "Российская газета".

    Адрес электронной почты Марии Городовой:

    E-mail: pisma-maria@mail.ru

    Поделиться