Художники, выбранные в шорт-лист премии Кандинского, претендуют на самую крупную негосударственную премию в области современного искусства. Но речь не только о деньгах, хотя это крупные суммы. 40 тысяч евро получает победитель в номинации "Проект года", 10 тысяч евро - автор лучшего медиа-проекта, 7 тысяч евро - молодой художник. Премия Кандинского "много" весит еще и потому, что в жюри помимо известных российских критиков и кураторов участвуют также западные. Иначе говоря, премия претендует быть "гамбургским счетом". Она способствует выходу на интернациональную арт-сцену российского современного искусства, поскольку культурный фонд "АртХроника" организует выставки победителей в Европе.
Из 44 номинантов лонг-листа в финал вышли 9. Расклад сил получился такой. Звание лучшего "Проекта года" могут получить работы Александра Бродского, Аладдина Гарунова и Натальи Турновой. Абсолютные разные по жанрам, они ориентированы на различные традиции. Инсталляция Бродского "Дорога", которая моделирует пространство плацкартного вагона с тремя рядами полок, стаканами в непременных подстаканниках, белыми занавесками на окнах, минималистична, выразительна. Она - о едущих на заработки и челноках, об огромном пространстве, сузившемся до тесного купе. О паузе между прошлым и будущим, неизвестности впереди, о тоске по дому и одиночестве. Словом, о новом "переселении народов". Но одновременно дорога - еще и метафора перехода, неуклонного приближения к финалу жизни. "Зикр" Аладдина Гарунова объединяет видеозапись ритуального кругового бега в мечети, ковры и надписи серебристой арабской вязью по черной резине.
Духовная суфийская практика здесь встречается с современным искусством. Документальное видео - с сакральным текстом. Серия "Диагноз" Натальи Турновой - это монументальные живописные портреты. Яркие и огромные, они похожи то ли на театральные маски страха, страсти, гнева, то ли на архаичных идолов. Ее персонажи к высказыванию, кажется, неспособны: они живут между воплем и безмолвием.
Среди молодых художников, чьи проекты вошли в шорт-лист, - "питерская художница из Кемерово" Татьяна Ахметгалиева, выпускница института имени Сурикова Таисия Короткова и 25-летние художники из Краснодара Андрей Блохин, Георгий Кузнецов (группа Recycle). Блохин и Кузнецов предпочитают "бросовые" материалы: из пропитанной гипсом марлей они ваяют копии микеланджеловских рабов, мусорный контейнер превращают в саркофаг, героев комиксов помещают на витражи. Их проект Reverse, впрочем, не столько о круговороте вещей в природе, сколько о круговороте ценностей. У Ахметголиевой свой reverse под названием "Стадия куколки". Она типично женскую технику вышивки использует для монументального панно, незаконченный рисунок становится эпосом жизни. У Коротковой тема превращения получает явно антиутопический оттенок: в ее серии "Воспроизводство" на биотехнологическом конвейере будущего - человек разумный. При этом антиутопия выдержана в нежно-пастельных тонах и холодновато-сдержанной стилистике иллюстраций к оптимистической фантастики 1960-х годов.
Что касается медиа-проекта года, то тут соревновались Андрей Блажнов, Дмитрий Булныгин и Глеб Косоруков. У Булныгина, единственного из участников шорт-листа, ироничный проект. Его видеоинсталляция "Весна?" демонстрирует фейерверк из оливок, огурчиков, нарезанной колбасы и прочих компонентов салата. Слегка напоминает натюрморт, который разлетается в разные стороны, не оставляя места для традиционного размышления о тщете суеты. Косоруков, напротив, серьезен до мрачности: его герои, кто с футбольным мячом, кто с крестом, кто с автоматом Калашникова, движутся вокруг индустриальных развалин в поисках национальной идеи. Но наповал била аскетичная видеоинсталляция Блажнова "Стоимость?", где автор соединил свою съемку убегающих рельсов из окна электрички и файл с камеры видеонаблюдения после теракта в московском метро 29 марта 2010.
В общем, финал получился мощным, с отличной интригой и непредсказуемым результатом. Но теперь он стал известен.
"Проект года" - Александр Бродский;
"Молодой художник" - Таисия Короткова и группа Recycle;
"Медиа-арт" - Андрей Блажнов.