В век Интернета и высоких информационных технологий в пермской деревне Жарено местные жители получают электричество от генераторов и активно пользуются деревянными лучинами и керосиновыми лампами.
Этой осенью Нытвенский районный суд обязал администрацию Чекменевского сельского поселения, куда входит деревня Жарено, в течение шести месяцев организовать электроснабжение этого населенного пункта. Но денег на эти цели в бюджете сельского поселения нет.
Во тьме
Деревня Жарено Нытвенского района Пермского края осталась без света еще в 2001 году. Сельские энергетики демонтировали старую линию электропередач, а новую "тянуть" не стали, заявив, что провода могут украсть охотники за цветным металлом.
Через деревню Жарено раньше проходила линия электропередач от районного центра Нытва до поселка Усть-Нытва. В 2000 году местные власти протянули новую ветку, в обход деревни. И трехкилометровой электротрассой до Жарено энергетики интересоваться практически перестали. Подача света периодически прерывалась. В это время неизвестные воришки и смогли украсть 80 метров провода.
- Нам в электросетях сказали, что украли их воры, которых отыскать невозможно, - говорит Сергей Демахин, житель Жарено. - Но как раз в это время мы с женой ехали мимо и видели машину с надписью "Электромастерская". Провода снимали сами электрики - они мне сказали, что исполняют указание начальства. С тех пор мы без света.
Раньше в Жарено было около сорока домов, школа, ферма. В личном стаде сельчан насчитывалось до двадцати коров. В 1990-е годы люди стали уезжать в райцентр, в Пермь, а после отключения электричества стали бросать дома.
Дом с видом на пустырь
Вместе с Юрием Фадеевым, коренным жителем Жарено, идем по главной широкой улице деревни. Вдоль улицы - почерневшие деревянные столбы бывшей линии электропередач. Кроме металлических крюков с изоляторами на них ничего нет. От их верхушек в домишки тянутся провода. Юрий поясняет, что хозяева не снимают их - все ждут появления электричества. Подходим к большому дому в полтора этажа, с двумя встроенными гаражами. Возле него, немного накренясь, стоит столб без проводов. На крыше дома - шест с телевизионной антенной в виде ромба. Юрий говорит, что этот дом построил лет десять назад житель Нытвы и хотел сюда переехать вместе с семьей. Но из-за отсутствия света сейчас продает его. Только покупателей нет. Таких заброшенных домов в деревне все больше. И около каждого - заросшие травой и кустами большие огороды.
Людмила Оборина регулярно приезжает в деревню вместе с мужем Александром. У них в Жарено большая усадьба, четыре застекленных парника. "Жить бы да жить здесь, - вздыхает Людмила. - Да без света очень тяжело. Мучаемся просто здесь".
Оборины качают воду на огород насосом. Но генератор - аппарат дорогой. На три часа работы требуется два литра бензина! В этом году была засуха, поливать приходилось часто, так что урожай картошки, помидоров и прочих овощей обошелся Обориным довольно дорого. Сейчас генератор увезли в город - освещают дом электрическим фонарем. Если батарейка сядет, у них есть запасной вариант - керосиновая лампа с закопченной, треснутой колбой. В сарае, на дровах, лежит большой тесак с широченным лезвием.
- Этой штуковиной муж лучины откалывает от чурбаков, - улыбается Людмила. - Бывает, что и так освещаем дом свой, как будто на дворе сейчас каменный век.
Хранить продукты, особенно летом, невозможно. В жару их бы положить в холодильник, но нет электричества, а заводить из-за этого генератор слишком накладно. Поэтому, отправляясь в деревню, люди берут продукты на день-два, а потом, подъев запасы, пополняют их при поездке в райцентр, до которого три километра.
Сюда практически перестала приезжать молодежь. Сидеть в потемках никому не охота. Юрий Фадеев намерен построить себе новый дом и заняться разведением живности - поросят, кур, гусей. Впрочем, не один он желал наладить небольшой сельский бизнес. Но без электричества эти замыслы жареновцев перспективы не имеют.
Бумажная энергетика
Одно время, уповая на добрую волю властей, люди ждали, когда им восстановят подачу электричества. За девять лет накопилась внушительная кипа запросов и ответов. Одни из инициаторов обращения к властям - пенсионеры Евдокия Губина и Николай Тураев - умерли, не дождавшись подачи света. А ответы сельчанам, которых с каждым годом становилось все меньше, приходили регулярно, но проблемы не решали. "В течение второго квартала 2002 года линия будет восстанавливаться", - сообщал в начале 2002 года и. о. главы администрации района Ощепков. Через несколько месяцев он же уведомил тогда еще живую Евдокию Губину, что денежные затраты на строительство новой линии в бюджет Нытвенского района заложены не были, и выделить их в 2002 году администрация не имеет возможности.
Возмущенных жареновцев успокаивали и энергетики. В конце 2002 года сельчане получили такое письмо: "Жителям и дачникам д. Жарино. Вопрос восстановления электролинии будет рассматриваться при формировании местного бюджета на 2003 год". Но столбы электропередач так и не появились. В Жарено некоторое время были зарегистрированы три человека. Районные власти предложили им квартиры в Нытве, а саму деревню хотели ликвидировать. Люди не согласились, надеясь на то, что электричество все же будет. Сейчас здесь зарегистрированы пять жителей, а фактически проживают человек двадцать.
В апреле этого года энергетики сделали удивительное открытие, о котором сообщили главе Чекменевского сельского поселения Александру Кобелеву в ответ на его запрос о строительстве электролиний. ОАО "Пермэнергосбыт" довело до сельского главы, что в деревне Жарено абонентов не зарегистрировано и действующих договоров электроснабжения нет.
Живущие без света жители Жарено неоднократно встречались и с действующим главой района Виталием Трефиловым.
- Каждый год мы ходим к нему, - говорит Лидия Демахина. - Он при нас звонит кому-то, что-то выясняет. Придешь осенью - он предлагает встретиться весной, и так все время.
Раньше люди здесь жили круглый год. Приезжали дети, отдыхали, отмечали Новый год. Места здесь красивые, только и жить. И многие, выйдя на пенсию, думали, что так и останутся в Жарено. Однако не получается.
Жизнь со свечкой
У Геннадия Попова, которого жареновцы зовут "самоделкиным", в доме два автомобильных аккумулятора. Он заряжает их от генератора, а потом подключает к ним и телевизор, и освещение. Маленькие 12-вольтовые лампочки он переделал, припаяв к ним цоколи от обыкновенных ламп. Запаса электричества в аккумуляторах хватает на пару дней. Потом снова приходится запускать генератор. Ну, а те из жителей Жарено, кто не может позволить себе купить генератор, пользуются, как в старину, керосиновыми лампами и свечками.
В мае этого года люди обратились в прокуратуру с просьбой о восстановлении справедливости и разрушенной линии электропередач. Прокурор Нытвенского района, в свою очередь, подал заявление в суд о признании незаконным бездействие администрации Чекменевского сельского поселения по организации электроснабжения населения. И после рассмотрения дела судья Людмила Волкова возложила все заботы по подключению электричества на администрацию сельского поселения. Доказать в суде, что восстанавливать линию электропередач должны те, кто ее снял и что денег на восстановление нет, администрации поселения не удалось.
Судья Людмила Волкова указала в решении, что мнение сельского поселения не может быть принято во внимание, так как отсутствие в местном бюджете денежных средств не освобождает сельскую администрацию от решения этого вопроса. И дать людям свет необходимо до апреля 2011 года.
Ольга Кох, заместитель главы Нытвенского муниципального района:
- Заниматься вопросами электроснабжения деревни Жарено должна администрация сельского поселения - это ее полномочия. Сельчане сами должны решать такие вопросы, поскольку это предусмотрено федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Александр Кобелев, глава Чекменевского сельского поселения:
- Будем исполнять решение суда, а как же иначе. Проект уже делается. Были бы деньги - и за две недели можно людям свет дать. Но пока приходится выкручиваться. Помощь, и то только моральная, лишь от жителей деревни. На восстановление электричества в селе Жарено придется потратить почти весь наш бюджет - около двух миллионов рублей. А у нас на год предусмотрено расходов 2800000 рублей на все нужды поселения!