Владимирские архитекторы просят власти пересмотреть проект межевания территории города

Владимирские архитекторы и проектировщики просят власти пересмотреть проект межевания территории города, породивший множество неразрешимых проблем.

Для безопасности

Сегодня в областном центре - "заборный бум". Заборы вырастают в считаные дни, как грибы после дождя. Все мало-мальски значительные учреждения пометили свои территории оградами высотой в человеческий рост. Если сложить их протяженность, получатся многие километры.

Владимирский государственный гуманитарный университет пока последний в ряду отгородившихся. Недавно ограда выросла перед фасадом его главного корпуса. От чего отгораживаемся?

- Это одно из антитеррористических мероприятий, которое снижает риски и усиливает безопасность, - поясняет проректор ВГГУ Николай Баринов. - Таково требование нашего министерства. Делаем ограду за счет заработанных средств, помогают спонсоры.

По признанию проректора гуманитарного университета, только на начальном этапе это мероприятие обошлось в один миллион рублей.

Кстати, стоимость металлического забора высотой 180 сантиметров во владимирских фирмах - от 2 тысяч 200 рублей за квадратный метр, не считая установки.

Черным по белому

Самое активное "заборостроительство" наблюдается в жилом секторе.

Дом на улице Комиссарова был сдан четыре года назад, а год назад был огорожен.

- Чтобы максимально защитить себя, - формулирует причину его появления председатель ТСЖ "Чистые пруды" Надежда Борисовна. - Вынудила ситуация. Во дворе стояло много лавочек, пришлось их срезать, надоели алкоголики, которые здесь собирались. К тому же у нас было ограблено шесть квартир. Общее собрание решило почти единогласно - надо ставить забор.

Теперь посторонний не проникнет даже во двор. На воротах забора установлен домофон. Жильцы, по словам председателя, довольны. Не довольны соседи, которые жили здесь не одно десятилетие и теперь вынуждены пробираться к остановке окольным путем.

- Да они просто нам завидуют, - парирует председатель. - Сами не могут сложиться, чтобы привести свой двор в порядок.

- А что произойдет, если каждый дом по решению своего общего собрания огородится? - спрашиваю председателя. Вопрос остается без ответа.

- Согласно правилам землепользования установить забор вокруг дома вы не можете, - дает свой комментарий замглавы Фрунзенского района города Владимира Игорь Лобода. - Вокруг дома 4а на улице Комиссарова жители начали устанавливать его самовольно. Управляющий умыл руки - не знаю, кто это сделал. Придется проводить расследование.

- Частники обращаются к нам каждый день, но никому разрешений не дали и не даем. Это незаконно, - утверждает заместитель главы города, начальник управления архитектуры и строительства Владимир Немков.

В правилах землепользования и застройки города Владимира от 17.03.2009 г. N 43 черным по белому записано:

"Ограждение многоквартирных жилых домов не допускается. Внутриквартальные земли районов многоквартирной застройки не могут быть использованы в интересах отдельных граждан за исключением объектов общественного обслуживания, ограждение которых предусматривается нормами (школы, детские сады, спортивные площадки, хозяйственные дворы объектов торговли и обслуживания)".

Тем не менее, словно в насмешку административному запрету, в нескольких десятках метров от здания, где размещается городское управление архитектуры и строительства, выстроился лес заборов и шлагбаумов вокруг новых многоэтажек.

Гримасы межевания

- Земельные участки стали ограждать с тех пор, как появился земельный налог, - считает депутат Владимирского горсовета Владимир Мартынов. - И тенденция будет продолжаться. Люди платят за землю и хотят защитить себя и свои машины.

Известный владимирский архитектор Николай Петров приводит вопиющий пример. Новый дом на улице Василисина был запроектирован как единое целое, но строился частями. Когда первую очередь пустили, вновь созданное ТСЖ не позволило подключить к коммуникациям на своей территории вторую очередь. Пришлось искать новое проектное решение.

- Микрорайоны застраивались комплексно, по нормативам. Как детскую площадку, хоккейную коробку или скверик отнести к какому-то дому, если они общие? - недоумевает Николай Петров. - Территория микрорайона принадлежит всем жителям. И построить что-то, в том числе и забор, без ущерба всем жителям нельзя. Поэтому возмущающиеся правы.

- Единый организм микрорайона нельзя расчленить на самостоятельные участки без выделения территории, предназначенной для использования в интересах каждого жителя микрорайона в равной мере, - поддерживает его заслуженный архитектор России Сергей Голубев.

По мнению архитектурной общественности Владимира, при межевании не учтен и вопрос безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Выход, по мнению архитекторов, - в местном самоуправлении. Нужно организовывать не ТСЖ домов, а ТСЖ микрорайонов. И у них должно быть право решать, уплотнять свою территорию застройкой и платить в итоге меньший налог или платить его больше, если плотность в их микрорайоне меньше определенной генеральным планом города.

Кроят, но не шьют

Архитектор Николай Петров и его коллеги уже не первый год стучатся во властные кабинеты, стараясь доказать чиновникам, что микрорайоны проектировались как единый объект. Это позволяло экономить площадь и в то же время создавать островки зеленых насаждений общего пользования и общие коммунальные зоны для гаражей и автостоянок жителей.

Гильдия проектировщиков Владимирской области еще в июне 2006 года направляла письмо заместителю губернатора области, в котором заявила:

"Игнорируя логику ранее запроектированных жилых образований, органы архитектуры и землепользования поспешили разделить существующие микрорайоны на "лоскутные" клочки - участки отдельных жилых домов, лишив их нормативных территорий, предназначенных для размещения элементов общего благоустройства".

Ответа не последовало.

Кстати

Во Владимире в прежние времена заборы воздвигались в основном вокруг частных одноэтажных особняков. Без заборов были дом воеводы, приказная изба, тюрьма и другие госучреждения. А главное здание губернского города, Успенский собор, недавно отметивший 850-летие, неогороженным простоял почти до середины XVIII века. Городить ограду вокруг него начали по решению архиерея, который таким образом решил отвадить коров, пасущихся прямо у святых стен. Однако задача эта оказалась весьма непростой. Историк и краевед Татьяна Тимофеева, которой пришлось читать обширную переписку священнослужителя с купцами по поводу пожертвований на благое дело, призналась, что так и не поняла, то ли у них действительно не было денег, то ли они просто жадничали. В итоге, чтобы возвести простой деревянный забор вокруг древнего храма, потребовались годы.

Дословно

Николай Петров, главный архитектор проектов института "Владимиргражданпроект":

- Цель проекта межевания - "установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков" (ГК РФ ст. 43), при условии "соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства" (ГК РФ ст. 46, ч. 7).

Границы земельных участков застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий (ГК РФ ст. 43, ч. 4).

Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку (ст. 41 ч. 4).

Обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка - занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами земельного участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к объектам общего пользования - то есть выделяются зоны действия публичных сервитутов - (ст. 42, ч. 5).

В границах одной территориальной зоны (микрорайон, квартал) допускается объединение земельных участков в один земельный участок.

Проекты межевания территорий, подготовленные на основании решения органов местного самоуправления, "подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях" и в течение 7 дней со дня ее утверждения подлежат опубликованию в установленном порядке (ГК РФ ст. 46).

Вот так логично и понятно трактует закон процедуру межевания, и любой специалист, знакомый с основами градостроительства (а какие еще специалисты могут работать в органах управления архитектурой и землепользования?), вряд ли сможет заблудиться в этих "трех соснах". Смогли, увы! Ни один из этих принципов межевания в проектах межевания не был учтен. Микрорайоны просто механически разделили на "клочки" придомовых территорий, забыв сшить эти клочки между собой.