Можно ли работать на разных работах и иметь по трудовой книжке на каждом месте?
Белков Павел Иванович, Москва.
Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ, Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.04.2003 N 225, эта книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовое законодательство исходит из того, что у работника, как правило, имеется одна трудовая книжка, в которую работодатель и вносит все необходимые записи. Вместе с тем статья 65 ТК РФ позволяет сделать вывод, что на основании письменного заявления работник может оформлять на каждом новом месте работы новую трудовую книжку. Законодательством при этом не устанавливается недействительность предыдущей книжки, а также не устанавливается и наказание за наличие нескольких трудовых книжек. Но сведения о работе работодателем вносятся только в одну, и работнику придется выбирать, в какой книжке будет отражен стаж по конкретному месту работы. Недоразумения могут возникнуть при исчислении стажа для оплаты больничных. В соответствии со статьей 16 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору в целях исчисления страхового стажа, является трудовая книжка.
При отсутствии книжки или когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты (пункт 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91). При наличии у работника нескольких трудовых книжек, оформленных надлежащим образом, в страховой стаж будут включаться периоды работы, указанные в каждом таком документе. В случае совпадения по времени периодов работы, включаемых в страховой стаж, будет учитываться один из таких периодов по выбору застрахованного лица (пункт 22 Правил).
Даниил Дугинов, главный консультант Управления публичного права и процесса ВАС РФ.