Чтобы добраться из Минска до Москвы и обратно, пассажиры могут выбирать разные виды транспорта. Кому надо побыстрее - на самолете в любое время суток, кому подешевле - автобусом или поездом. В России уже решили вопрос высокоскоростного наземного сообщения. Многих авиапассажиров "перехватили" поезда-"сапсаны", которые разгоняются до 250 километров в час. А сейчас прорабатывается идея строительства между Беларусью и Россией суперсовременной железнодорожной магистрали. Такой проект белорусские железнодорожники планируют реализовать совместно с российскими и китайскими коллегами.
Но, как отмечают специалисты, здесь есть нюансы. Необходимо строить отдельные огороженные пути, которые не пересекаются с автомобильными дорогами. Это влечет за собой дополнительные затраты, например, на возведение развязок. Экономисты подсчитали: каждый километр обойдется более чем в десять миллионов евро. К тому же прокладка новых линий эффективна только в случае, когда пассажиропоток превышает пять миллионов человек в год. Пока в Беларуси о таких цифрах речи не идет. Чтобы дорога окупилась, необходимо пустить по ней около десяти поездов бизнес-класса в день. Даже между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют максимум шесть скоростных составов. А пассажиропоток между двумя столицами Союзного государства в десять раз меньше, чем хотелось бы железнодорожникам. Хотя при этом, как ни странно, купить билет на поезд, следующий из Минска в Москву и в обратном направлении, бывает достаточно трудно.
Эксперты предлагают другой вариант - продлить скоростную линию в Польшу и Германию. Правда, для этого потребуется немало времени. Даже с учетом того, что участок между российской границей и Брестом является частью второго Общеевропейского транспортного коридора, а Беларусь - привлекательная транзитная страна как для России, так и для западноевропейских государств. В планах РЖД железнодорожная трасса Москва - Смоленск - Евросоюз, которая пройдет через Беларусь, в очереди далеко не первая. Сначала скоростные поезда придут из российской столицы в Самару, Сочи, Курск, Ярославль, Новосибирск, Киев, Харьков, Адлер...
Однако уже сейчас можно говорить об увеличении скорости пассажирских поездов между Москвой и Брестом до 160 километров в час. Пока они разгоняются по белорусскому отрезку пути максимум до 140 километров. Чтобы прибавить скорости, нужно модернизировать контактную сеть, построить пешеходные тоннели и мосты, спрямить некоторые кривые малого радиуса, оборудовать охраняемые переезды, скорректировать графики движения поездов. И такие работы уже ведутся.