Вчера появились сообщения, что Израиль полностью выполнил контракт на поставку Российской армии беспилотных летательных аппаратов.
Хотя о закупке таких средств не раз говорили министр обороны Анатолий Сердюков и его первый заместитель Владимир Поповкин, с официальным подтверждением информации в военном ведомстве не спешат. Между тем известно, что разработчиком и производителем беспилотников для наших Вооруженных сил является компания Israel Aerospace Industries (IAI). Она же подготовила группу российских военных, которые на первых порах станут эксплуатировать эти аппараты. По некоторым данным, обучение на Ближнем Востоке прошли 50 офицеров. После создания в минобороны специального центра, где будет отрабатываться методика применения беспилотников, эти спецы в том числе займутся подготовкой военных операторов БПЛА.
Контракт с Израилем, как утверждают эксперты, обошелся российской казне в 53 миллиона долларов. Этих денег хватило на приобретение 14 комплексов разных типов. Легкий переносной Bird-Eye 400 весит всего 5 килограммов и действует в радиусе 10 километров. Масса тактического I-View MK150 - 160 килограммов, и он летает на сотню километров. Характеристики у беспилотника среднего класса Searcher Mk II солидней - при весе 426 килограммов аппарат способен выдать картинку на удалении 250 километров. О предназначении импортных новинок генералы не распространяются. Однако можно предположить, что речь идет о воздушных разведчиках. Главная задача таких беспилотников - обнаружить цель и в режиме реального времени выдать на мониторы ее картинку вместе с координатами. Эти данные станут базовыми для идентификации объекта и выбора оружия при его ликвидации.
Понятно, что 14 современных БПЛА на всю Российскую армию не хватит. Но в минобороны никогда не говорили о массовых закупках израильской техники. В свое время Владимир Поповкин дал четко понять, что небольшая партия беспилотников приобретается с единственной целью - разобраться, как далеко в этой сфере продвинулись ведущие армии мира. Общий подход к проблеме позже обозначил министр обороны Анатолий Сердюков.
- Мы сформулируем технические требования к беспилотникам, которые нам нужны. Если российская оборонка будет в состоянии производить такие БПЛА, то - пожалуйста, минобороны готово их закупать, - заявил глава военного ведомства.
Как и в случае с "Мистралем", руководство оборонного ведомства работает на перспективу. Бесконечно приобретать оружейные новинки за рубежом - не выход из положения. Поэтому на первых порах разговор идет о создании в России совместных предприятий. По беспилотникам такое решение уже принято. Наш "Оборонпром" и IAI подписали контракт на строительство в Татарстане сборочного производства израильских БПЛА. Договор оценивается в 400 миллионов долларов и рассчитан на три года.
Что же касается наших оборонщиков, по мнению военных, для конкуренции с западными коллегами им надо активней модернизировать производство. Планы перевооружения армии расписаны на годы вперед, и шанс отвоевать утерянные позиции по каким-то видам продукции у российского ОПК всегда есть. При равных предложениях выбор минобороны останется за своим производителем. Примеры такого протекционизма имеются. Нынешней осенью на полигонах в Подмосковье, Нижегородской области и на Северном Кавказе военные испытали 24 типа российских БПЛА. По мнению экспертов, комплексы "Элерон", "Ласточка", "Невидимка" и "Орлан-10" показали себя неплохо и при соответствующей доработке составят серьезную конкуренцию западным образцам.