Выставка "Елизавета Петровна и Москва", приуроченная к 300-летию со дня рождения "дщери Петровой" и открывшаяся в Инженерном корпусе ГТГ, объединила раритеты крупнейших московских музеев.
Портреты Елизаветы - в костюмах мужских и маскарадном платье, в коронационном наряде и в образе античной богини - из Третьяковской галереи. Медальон с волосами маленькой "Лизетки", как звал любимую дочку Петр, прибыл из музеев Кремля. Отреставрированный макет Коломенского, где она родилась 18 декабря 1709 года, - из Музея архитектуры. Собственноручные письма Петра дочери и ее ответы родителю, автографы Елизаветы на документах - из Государственного архива древних актов. Фарфоровый сервиз императрицы - из "Усадьбы Кусково XVIII века". Женский арбалет с инициалами Елизаветы - из Исторического музея. Оттуда же - реконструкция платья середины XVIII века, сделанного из распоротого стихаря, поступившего в музей в 1937-м. Рачительные наши предки имели обыкновение жертвовать свои платья из дорогих французских тканей, будь то узорный шелк или парча, монастырям и церквам. А поскольку юбки были необъятными, то из одного женского туалета могло получиться три церковных облачения. Вполне логично, что возможен и обратный процесс. Так что ткани послужили всем: модницам, священникам, ученым.
Из трех коронованных героев выставочных проектов, чьи сложные связи с Москвой ГТГ демонстрировала на выставках в 1997 ("Екатерина Великая и Москва") и 1998-м ("Петр Великий и Москва"), Елизавета Петровна была более всех привязана к Москве. С этим городом были связаны воспоминания детства, в Успенском девичьем монастыре она молилась, разлученная со своей первой любовью - камердинером Алексеем Шубиным. В Кремле она короновалась на царство после дворцового переворота 1741 года, причем корону сама "изволила возложить на свою главу", явно дав понять, что властью обязана только самой себе. В Перово в 1742-м тайно венчалась с бывшим малоросским певчим, чернооким красавцем Алексеем Разумовским. В Москве она любила праздновать свои дни рождения, Рождество и Пасху. Наконец, здесь были отличные места для охоты, которую она обожала. Не случайно первый "именной" указ по Москве ее, изданный 19 декабря 1741 года, то есть вскоре после переворота и на следующий день после дня рождения, был "о невыезде около Москвы с псовою охотою на сто верст расстояния во все стороны". Дичь следовало поберечь для царских забав.
Дочь своего отца, воспитанная французским гувернером и русским священником, "веселонравная" красавица на троне соединяла свободу нравов, позволявшую иметь четырех фаворитов, с благочестием; страсть к охоте, с любовью к опере; легкомысленное увлечение нарядами (15 тысяч "платья" было в ее гардеробе к моменту смерти в 1761-м) и умение вполне последовательно продолжать политику Петра I на европеизацию страны. Уверяют, что последним она обязана соратникам своего отца и фаворитам. Как писал историк, "Елизавета говорила его [Ивана Ивановича Шувалова] устами, а он повторял лишь слова Петра Ивановича [кузен Шувалова]". Может, конечно, и так. Но фаворитов тоже надо уметь выбирать. Ивану Ивановичу Шувалову, которого Вольтер после смерти императрицы именовал экс-императором, мы обязаны существованием Московского университета, Академии художеств, русского профессионального театра. При этом у него хватило скромности и достоинства, чтобы отказаться от назначения в Сенат и пожалованного графского титула.
Экспозиция в Лаврушинском переулке позволяет вполне оценить многогранность натуры Елизаветы Петровны. Отдельные разделы посвящены ее "младым годам", "охотничьим забавам", "двору и окружению", "государыне и церкви", "семейству Разумовских", ее "женскому миру", "искусству и образованию". В этой "русской душою" императрице все было безмерно. В порывах благочестия она приказала в лейб-гвардии полках играть вместо "утренней зори" "молитвенную штуку". Зато в день Святой Пасхи того же 1749 года приказала перед заутреней "из трех пушек выпалить", перед утренней, "как запоют "Христос Воскресе", - из 17 пушек", по прочтении Евангелия - из 21 пушки, а после литургии - из 101 пушки.
С любовью к пальбе может соревноваться только ее любовь к пению. Правление ее Державин назвал веком песен. На выставке можно увидеть коронационный альбом Елизаветы и рисунки Оперного дома на пять тысяч (!) человек, построенного к коронации при Головинском дворце.