"Я вас прошу мне помочь - пресекайте действия органов власти по изменению бюджета", - призвал аудиторов Счетной палаты вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
Выступая вчера на конференции, посвященной совершенствованию государственного финансового контроля, он привел факты, как вольно обходятся с бюджетом многие государственные заказчики и исполнители федеральных программ и проектов.
"У меня на столе - сотни документов по корректировке смет и проектов. В процессе исполнения их конечная стоимость меняется на 30, а то и на 50 процентов в сторону увеличения", - возмущался Кудрин. И пояснил, что речь в первую очередь идет о высокотехнологических медицинских центрах, перинатальных учреждениях, театрах. Объяснения типа "недодумали", "не просчитали" главу минфина в условиях дефицита бюджета категорически не устраивает. Тем более когда правительство переводит формирование бюджета на новые принципы государственных программ и ключевым звеном становится их качественное выполнение. Эти принципы, соответственно, требуют и новых подходов к финансовому контролю. Алексей Кудрин назвал главное условие - финконтроль должен начинаться не с проверок итогов, а с того, каких результатов планируется достичь за счет имеющихся бюджетных средств. Такой подход еще на стадии начала работы над проектом позволит определить его эффективность для экономики, заметил министр. По его словам, если планирование спонтанное, то странно даже требовать, чтобы программы не давали сбой.
"До сих пор, анализируя эффективность бюджетных трат, мы смотрим, на чем сэкономить, где сократить. На самом деле "ключом планирования" должны быть процедуры прогнозирования. И отсутствие таких процедур - первый звонок, что конечные результаты могут оказаться плачевными", - предупредил аудиторов глава минфина. По его словам, до 1 октября 2012 года, когда придется утверждать новый долгосрочный бюджет, должны быть утверждены все новые госпрограммы. "Это сверхнапряженная задача", - подчеркнул Кудрин. В данном случае министра финансов волнует, насколько сбалансирован будет следующий национальный бюджет. Глава минфина рассказал, что, по его аналитическим расчетам, реально будет происходить с бюджетом дальше. "Я считаю, что в течение трех лет цена на нефть опустится ниже 60 долларов за баррель. А мы все время планируем бюджет исходя из того, что она будет все выше и выше", - заметил министр. Более того, по его словам, при планировании долгосрочного финансового плана на 15 лет все увидят, как резко "скукожится" в экономике страны нефтегазовый сектор с его доходами. "Если еще в прошлом году добыча нефти составляла 17 процентов ВВП, то к 2020 году это будет всего 13 процентов ВВП", - отметил Кудрин. И вновь напомнил о незавидной судьбе страховых сборов в социальные фонды. Они будут падать прямо пропорционально сокращению активно занятого трудоспособного населения. "С 2008 года число плательщиков социальных сборов, то есть наших граждан, ежегодно уменьшается на 200 тысяч человек.
Эти "мрачные" цифры министр привел для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько серьезные вызовы стоят перед новой бюджетной политикой. И один из них - "неисполнимые обязательства", которые нельзя создавать. Этот вызов как раз и требует вмешательства высших государственных органов финконтроля на самой ранней стадии оценки обязательств. Пока же, по словам Кудрина, старые обязательства не исполняются, а новые растут. Только в 2010 году федеральные целевые программы не выполнены на 455 миллиардов рублей. А это, напомнил министр, непостроенные дороги, больницы. В результате общая эффективность бюджетных расходов нулевая, говорит Кудрин. Он также подчеркнул, что новые принципы бюджетного планирования потребуют более жестких санкций к неисполнителям бюджетной дисциплины. До сих пор минфин блокировал новые статьи расходов для нарушителей. "Это на самом деле плохо! - сказал Кудрин. - Ведь наказываются в данном случае потребители, а не нарушители. А должно быть наоборот". По словам министра, в последнее время такой безответственностью грешат и авторы многих федеральных законов. "Недавно вышел закон о некоммерческих социально ориентированных организациях. В пояснительной записке указали: закон не потребует бюджетных расходов. И вдруг указание - срочно выделить деньги", - в сердцах заметил Кудрин. И добавил: нужны новые правила разграничения финансовой ответственности всех уровней власти. Большое внимание министр уделил и новой системе госзакупок. Она, напомним, начнет действовать с 1 января 2011 года на едином сайте госзакупок. "Междусобойчиков уже не будет", - отметил Кудрин. Однако, по его словам, аудиторам придется работать в новом аналитическом формате.
Глава Счетной палаты Сергей Степашин в ответ на "тезисы Кудрина" заметил, что они с министром говорят на одном "концептуальном" языке. По словам Степашина, план работы Счетной палаты уже переформатирован в соответствии с новыми принципами жесткого ограничения финансовых ресурсов, а также бюджетирования, ориентированного на эффективный результат. Во-первых, перевел мысли Кудрина в практическую плоскость Сергей Степашин, для проверок всех крупных бюджетополучателей будет включена новая позиция - по контролю за изменениями процесса исполнения проектов. В целом это приведет к созданию в стране нового типа стратегического аудита, предполагающего контроль за всем циклом проекта или программы - от разработки до общественно значимого результата. Во-вторых, в связи с новой системой организации госзакупок Степашин предложил подумать о создании отдельного агентства по контрактной системе. Сейчас, когда 24 тысячи баз данных по госзакупкам из всех регионов и муниципалитетов вольются в единый сайт, можно будет не только упростить контроль, но и прийти к пониманию начальной цены госконтракта, исходя из анализа конкретных отраслей, групп товаров, территорий, бюджетополучателей.
Много на конференции дискутировали о проекте федерального закона об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов. Этот документ, по словам Степашина, пройдет "непростой путь". Слишком много болезненных нововведений. Главное из них - установление в России приоритетной деятельности Счетной палаты на всех уровнях власти - федеральном, региональном, муниципальном. А также ликвидация дублирования контроля другими органами ведомственного финансового контроля. В России, считают в Счетной палате, должна появиться принципиально новая система аудита эффективности. А такую работу на деле могут проводить только независимые контрольно-счетные органы с четкими и широкими полномочиями.