Новости

10.12.2010 00:00
Рубрика: Культура

Паганини на бис

Российский национальный оркестр сыграл концерт из сочинений Шумана и Дворжака

Выступлением в Концертном зале им. П.И. Чайковского РНО завершил филармонический абонемент, посвященный двадцатилетию оркестра. В первых двух вечерах цикла приняли участие именитые дирижеры - немец Клаус Петер Флор и американец Кент Нагано, а в заключение московская публика встретилась с одним из лучших скрипачей современности - Гидоном Кремером.

Кремер - исполнитель, достаточно редко выступающий в российской столице, а потому его появление с концертом Шумана было встречено слушателями с неподдельным энтузиазмом. Тот факт, что за пультом РНО был его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Плетнев, безусловно, добавил вечеру статусности и привлекательности. Все вместе же обеспечило концерту абсолютный аншлаг.

Скрипач, известный всему миру как неутомимый пропагандист и искусный интерпретатор современной музыки, Кремер первые несколько минут романтического сочинения Шумана, казалось, чувствовал себя явно не в своей тарелке.

Между тем дирижер сразу же обрисовал настроение этого мистического опуса, долгие годы пролежавшего в архивах. Дело в том, что скрипичный концерт композитор закончил незадолго до того, как окончательно лишился рассудка. После смерти Шумана его вдова и друзья сочли невозможным опубликовать опус. В 1907 году рукопись из архива семьи скрипача Иоахима попала в Берлинскую государственную библиотеку, но с условием: ноты можно будет издать лишь после того, как мир отметит столетие со дня смерти автора. Вероятно, о концерте так бы никто и не вспомнил, но в начале тридцатых годов прошлого столетия дух Шумана явился венгерской скрипачке Йелли Д Арани на спиритическом сеансе и попросил ее исполнить концерт. Насколько правдива эта история, сейчас судить трудно, однако же она получила огласку, а ее итогом стала мировая премьера произведения, состоявшаяся в Берлине в 1937 году.

Удивительная судьба этого гениального концерта вдохновила Михаила Плетнева на интерпретацию в стиле строгой и мрачной, исполненной сдержанного драматизма, готики - величественной и совершенной и в то же время раскрывающей всю хрупкость и трагичность человеческого одиночества. Солисту же в этой убедительной звуковой картине явно не хватало звукового объема и яркости созданного оркестром образа, хотя ощущение первоначального дисбаланса уже ко второй части было полностью сглажено.

На бис Гидон Кремер исполнил вариации на тему каприса Паганини американского композитора Джорджа Рохберга для скрипки соло. В этой эффектной пьесе он с блестящей артистичностью демонстрировал самые разные возможности инструмента и собственные технические возможности, абсолютно убеждая в том, что даже самую сложную современную музыку можно сделать доступной, выигрышно подав ее.

Однако современные диссонансы стали лишь небольшой интермедией: после антракта РНО во главе с Михаилом Плетневым вернулся к романтической стилистике, безупречно сыграв Восьмую симфонию Антонина Дворжака.

Справка "РГ"

Гидон Кремер родился в Риге. В возрасте 4 лет начал учиться игре на скрипке у отца и деда. В 1969 году окончил Московскую консерваторию по классу скрипки Давида Ойстраха. Выступает с 1965 года.