Позвонили из одной популярной газеты, спросили: "Что вы думаете о конфликте, связанном с Филиппом Киркоровым?" "Я не думаю об этом", - ответил я и повесил трубку.
Я соврал. Я думаю об этом. Ровно так же, как и огромное количество граждан нашей страны.
Думаю я не о Киркорове - Бог ему судья. Я думаю о нас с вами, о нашей реакции, о том, что вообще с нами происходит.
Когда Филипп Киркоров рыдал по телевизору, его было жалко. Но не потому, что он рыдал, а потому, что всегда жаль человека, который не видит разницы между покаянием и объяснением.
Мне всегда казалось, что покаяние - это уничтожение самого себя, истязание, падение - ради того, чтобы потом, очистившись, взлететь. Покаяние - безжалостность к самому себе, это "предвзлетье".
Объяснение - это возвышение самого себя, чувство дикой жалости к своему "я", это "предпаденье".
В сущности, Киркоров говорил о том, как трудно всегда быть первым (не забыл в трудную минуту напомнить, кто у нас король эстрады), поэтому даже он, всегда относящийся к женщине как в божеству, мог сорваться. Так вот объяснил свое поведение.
Впрочем, я не судья никому. Пишу ли я свои книжки или веду телепередачи, стараюсь задавать вопросы. Ненавижу поучать. Поучение - всегда! - вызывает желание спорить, вопросы - желание думать. Вот я и хочу подумать про нас.
Почему эта история нас, признаемся честно, особенно не потрясла? Мужчина (неважно: Киркоров, Иванов, Петров) бил женщину ногами. От этого факта страна не содрогнулась.
Сам слышал спор двух считающих себя интеллигентными людей: бил Киркоров женщину ногами или только ударил? Вроде как если ударил - неприятно, конечно, но еще туда-сюда. А вот если бил...
Как только случилось то, что случилось, в Интернете появилось сообщение, что таким образом Марина Яблокова устраивает себе пиар. Хотя пиар, как мне кажется, в этой истории устраивает себе не она.
Мы приучили наших звезд все делать публично: ругаться, мириться, разводиться, жениться, крестить детей. Мы любим ругать желтую прессу, как-то забывая при этом про ее огромные тиражи. Мы обожаем заглядывать в замочные скважины, браня при этом тех, кто монтирует в эти скважины бинокли, чтобы нам было легче разглядеть подробности. В том, что у публичных людей нет личной жизни, виноваты журналисты или мы с вами, потребители сплетен?
Человек, бивший женщину ногами, должен был исчезнуть из общественной жизни, раствориться, уйти в монастырь, проводить целые дни со священником, каяться... Может быть, Киркоров вполне готов был так поступить, но кто ж ему даст? Описывается каждый шаг, едва ли не каждая минута, и - это уж будьте любезны! - эксклюзивное интервью со слезами на глазах по телевизору. "Пожалей меня, страна, так, как пожалела меня Пугачева!"Мужчина, физически оскорбивший женщину... Я чего-то не понимаю или действительно что-то тут не так?
На сайте "Русского радио" появляется документ с удивительным названием "Уточнение к конфликту Филиппа Киркорова и Марины Яблоковой". Организаторы церемонии "Золотой граммофон" (трое мужчин") пишут следующее: "Осуждая действия артиста и считая недопустимой такую манеру общения, и тем более с женщиной, мы вынуждены объективно прояснить некоторые детали, которые в последние дни искажались рядом СМИ. Причиной неадекватного поведения артиста могло стать некорректное и непрофессиональное поведение помощника главного режиссера Марины Яблоковой и превышение ею должностных полномочий".
Так получается, что женщина может сделать что-нибудь такое, за что ее можно бить ногами? Главный режиссер церемонии Андрей Сычев сообщает, что "обе стороны вели себя неадекватно". Не знаю, не видел. Но мне всегда казалось, что женщина не может сделать ничего такого, чтобы мужчина начал ее бить. Или я ошибаюсь?
Все создатели "Золотого граммофона" с какой-то странной радостью сообщили нам, что к Марине Яблоковой не имеют никакого отношения. Она для всех - внештатник.
Я не знаю, как вела себя Марина на церемонии. Так же, как и все граждане нашей страны, я узнал о ее существовании только после этого конфликта. Но то, как она ведет себя после драки, вызывает у меня огромное уважение.
Вопреки всему она пытается доказать, что в нашей стране закон один для всех. Увы, мы слишком часто убеждались в том, что это не так.
Почему мы так легко смирились с тем, что известный человек - это что-то особенное? Что он - как бы над людьми? Что он живет по своим собственным правилам и общие законы ему не писаны? Звезда ли в этом виновата или мы, которые разрешают?
Мы не видели, что у нас возникает каста неприкасаемых звезд? Мы все в это время были в командировке на Марсе? Мы искренне не понимаем, что каста эта возникает с нашего согласия - иногда молчаливого, а иногда - радостно кричащего?
Мне лично будет обидно, если Марина возьмет деньги, которые ей предложил Киркоров: хочется романтически думать о том, что нет таких денег, которыми можно оплатить унижение женщины. Но, с другой стороны, меня очень тревожит дальнейшая судьба Марины Яблоковой: где и какую работу она теперь найдет? Женщина, которая сделала, в сущности, только одно: не простила собственного унижения.
Известный человек ударил женщину ногой. Казалось бы, все понятно. Однако история эта стала поворачиваться таким поразительным образом, что человека этого вроде жалко: он действительно талантлив и очень многими справедливо любим. А женщина вызывает едва ли не раздражение: куда типа лезет? Как же так? Что за перевернутый мир, в котором мы живем?
Может быть, я упустил - дай Бог, коли так - но в отношении Марины я не встречал слов поддержки, уважения, понимания, наконец. Да, она, к примеру, не выступила с резким изобличением современного телевидения. Да, она не поведала миру про некие тайны современной эстрады. Да, она не пишет и не говорит ёрнические слова про существующий порядок. То есть не делает всего того, что у нас почему-то принято считать едва ли не подвигом. Она просто хочет отстоять свое право быть человеком. Разве это не есть подлинно гражданский поступок? Она поставила на карту все свое будущее существование, мне кажется, еще и ради того, чтобы мы все подумали: а как бы мы повели себя в подобной ситуации?
Не исчезают ли постепенно из нашего лексикона (а значит, и из жизни) такие понятия, как честь и порядочность? И почему нас это совсем не пугает? Потому что без них легче жить?
И последнее. Народный артист России Филипп Киркоров - выдающийся эстрадный певец. Нравится это кому-то или нет, но это факт. У него есть огромное количество поклонников, которым его песни помогают жить. И это тоже факт.
Я от всей души хочу пожелать Филиппу Киркорову подлинного покаяния. Совершить грех может любой человек, и тогда его спасает только покаяние: не пиар, не слезы в телекамеру (пусть даже искренние), а абсолютное, подлинное понимание того, что ты опустился на дно. Только так можно взлететь.
Я желаю Филиппу Киркорову покаяния.