Сразу четыре города ПФО вошли в расширенный список мест, где будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. На сегодня степень готовности городов к этому масштабному событию разная и некоторые из них рискуют вовсе остаться без мундиаля.
Кругом вода
Пожалуй, самая сложная ситуация на данный момент в Самаре. В качестве возможной причины исключения именно ее из окончательного списка городов, в которых состоятся матчи ЧМ-2018, эксперты называют дороговизну проекта по сравнению с другими волжскими городами. Ведь как сам стадион, так и всю инфраструктуру здесь придется возводить с абсолютного нуля.
Самарские чиновники говорят, что пока даже нет решения по площадке под строительство стадиона на 44 тысячи мест. Министр спорта, туризма и молодежной политики региона Сергей Бамбуров пояснил, что комиссии ФИФА, которая посетила город весной было предложено на выбор несколько мест для размещения будущей арены:
- Более всего из представленных нами вариантов - территория совхоза "Красный Пахарь", территория завода имени Масленникова, остров Коровий - инспекторам приглянулся остров, - заявил Сергей Бамбуров.
Причем, по сути единственным основанием для выбора иностранных экспертов, стала живописность места расположения будущей арены. Сейчас в местной в прессе и в интернет-пространстве развернулась мощнейшая компания против выбора чиновников ФИФА.
Пока нет даже приблизительных сумм, во сколько обойдется принятие чемпионата мира на самарской земле. Эксперты лишь говорят о том, что стадион на острове в месте слияния рек Волги и Самары будет как минимум на треть дороже, чем на альтернативных площадках в городской черте. Придется существенно поднимать уровень грунта, ведь Коровий заливает даже при незначительном паводке. Также надо соединить участки суши хотя бы двумя мостами.
Но основная проблема этого дорогостоящего проекта, по мнению экс-главного архитектора Самары Вагана Каркарьяна - отсутствие транспортной и дорожной инфраструктуры в исторической части города, напротив которой расположен остров. Быстро проехать через узкие улицы невозможно в принципе. Впрочем, уже прозвучало предложение доставлять болельщиков по Волге на скоростных судах. Но даже такой путь займет гораздо больше времени, чем требуемые ФИФА 40 минут от стадиона до аэропорта.
Трамплин в будущее
Ситуация в Нижнем Новгороде во многом схожа с Самарой, правда, определенности на этот раз гораздо больше. Стадион и прилегающую инфраструктуру также придется возводить с нуля, а сама арена расположится на косе Гребного канала, фактически на полуострове. Узкую полоску земли, скорее всего, будут расширять и укреплять, так что работы - непочатый край.
Понятно, что за девяносто месяцев, оставшихся до старта мундиаля, город должен кардинально преобразиться. Но пока конкретных проектов, привязанных именно к чемпионату, не так уж много. Макет футбольного стадиона - был представлен во Франции на выставке коммерческой недвижимости "MIPIM-2010".
- Гребной канал - одно из самых интересных мест в Нижнем Новгороде, - представляя макет, отметил Дмитрий Сватковский, министр инвестиционной политики Нижегородской области. - Можно сказать, что это лицо города. Детальную планировку Гребного канала мы разрабатывали на протяжении полутора лет, футбольный стадион, несомненно, должен быть увязан в единую стилистику со всеми спортивными объектами, которые будут расположены здесь. В частности, с комплексом трамплинов и яхт-клубом.
Стоимость реализации этого проекта может составить по различным оценкам от 150 до 200 миллионов евро. К стадиону будет подготовлена транспортная развязка. В частности, съезд с будущего моста через Волгу в районе Подновья. Как и в Самаре, рассматривается вариант создания "перебросных мостов" к стадиону.
Старт дан
Казани подготовиться к приему спортсменов и гостей будет проще, чем другим городам. Ведь чемпионату мира по футболу предшествует Универсиада-2013. Уже через два года на набережной Казанки должен быть построен стадион на 45 тысяч мест, который станет главной ареной для проведения "казанского этапа" чемпионата мира по футболу. Не исключено, что здесь состоятся игры не только группового этапа, но и 1/8 или 1/4 финала.
По словам заместителя министра по делам молодежи, спорта и туризма РТ Халила Шайхутдинова, в качестве тренировочных баз спортсменам будут предложены расположенные неподалеку от столицы республики лагерь "Волга", спортивно-развлекательный комплекс "Дубаи", стадион "Локомотив", спортивно-тренировочная база МВД и другие. Все они также отвечают требованиям ФИФА: до любой из них можно добраться из аэропорта не более чем за час, каждая имеет в своем распоряжении гостиницу.
Команды-участницы планируется разместить в двух фешенебельных гостиницах, расположенных в нескольких минутах езды от главной спортивной арены. А представителей ФИФА поселят в пятизвездочных отелях, один из которых еще предстоит построить. Для болельщиков будут предусмотрены фан-зоны: основная - на площади Тысячелетия и запасные - в конноспортивном комплексе "Казань", НКЦ "Казань" и Центре хоккея на траве.
Стройка тысячелетия
В Саранске, также вошедшем в пул российских городов, которые примут у себя матчи предстоящего ЧМ, уже в самое ближайшее время развернется масштабное строительство. Так, в пойме рек Инсар и Тавла уже полным ходом идут подготовительные работы к возведению стадиона "Юбилейный", на котором пройдут основные матчи ЧМ-2018. Согласно проекту, стадион рассчитан на 30 тысяч зрителей, однако при необходимости сможет принять 44 тысячи болельщиков - за счет установки дополнительных трибун. Причем сдать объект предполагается уже в 2012 году - именно здесь пройдут юбилейные торжества, посвященные 1000-летию единения мордовского народа с народами Руси. Его возведение обойдется в сумму порядка 180 миллионов долларов.
Местом тренировочных сборов для участников футбольного первенства станет другая новостройка - футбольно-легкоатлетический манеж в северо-западной части города.
Самой же большой проблемой нынешнего Саранска, по мнению экспертов ФИФА, является отсутствие необходимого числа гостиниц, которые отвечали бы европейским требованиям. На сегодня в городе имеется лишь 23 отеля на 1061 место. Для того чтобы разместить спортсменов и болельщиков ЧМ-2018 городские власти намерены построить не менее десяти современных отелей - категории от трех до пяти "звезд".
Еще один больной вопрос - состояние дорог и транспортной инфраструктуры. На состоявшемся на днях совещании, посвященном этой проблеме, глава РМ Николай Меркушкин раскритиковал руководителей проектных организаций города за применяемые в проектах строящихся дорог устаревшей технологии кольцевых развязок, способствующей возникновению транспортных заторов. В будущем от нее придется отказаться в пользу многоуровневого движения.