17 и 18 декабря премьерой спектакля "Исповедь любительницы поэзии" сценарист и драматург Рустам Ибрагимбеков открывает в Москве, в здании Киноцентра на Красной Пресне, свой театр "Ибрус".
Его первые московские зрители смогут оценить менее известную, но не менее интересную грань таланта выдающегося сценариста, из-под чьего пера вышли сюжеты и истории фильмов "Белое солнце пустыни", "Храни меня, мой талисман", "Урга. Территория любви", "Утомленные солнцем" "Сибирский цирюльник", "Восток-Запад" плюс еще около пятидесяти названий, ставших знаковыми для российской и мировой культуры. Азербайджанский театр Рустама Ибрагимбекова и его новая московская камерная сцена - еще одна площадка, где можно будет разобраться во всей палитре его творчества. В том числе и в таких красках, в каких вести речь в театре буквально в полуметре от зрителя вроде бы раньше никто и не отваживался. Хотя и выходил каждый день на сеансы публичного одиночества...
Итак, дело будет происходить приятным летним вечером в одном из парков Лос-Анджелеса, куда героиня пьесы и постановки Рустама Ибрагимбекова (он выступил и в качестве режиссера-постановщика спектакля) приходит, вообще-то собираясь послушать поэзию, но, как оказывается, - встретить самую большую и далеко не платоническую любовь своей жизни. Все представления о семейном долге, общепринятой морали, размеренной жизни, чести порядочной замужней женщины и вообще о привычном укладе обыденных вещей рушатся в одночасье: отныне и вовеки ей будет повелевать не разум, а природные инстинкты, и мотивация ее поступков будет такова, что лучше и не пытаться дать ей определение... Причиной таких кардинальных поведенческих изменений станет, разумеется, новый мужчина, которого она встретит... прямо в кустах. И парадоксы драматургии Рустама Ибрагимбекова на этом не закончатся: безумная страсть и в самом прямом смысле этого слова окажется безумной, и мужчину, от которого у героини буквально сносит голову, заберут в сумасшедший дом. Да и сама героиня - девушка без имени, выясняется, была далеко не праведницей в своей прошлой жизни. Вот только вопрос: сознательной или подсознательной, вымышленно-мечтательной или реальной?
Пьеса "Исповедь любительницы поэзии" была написана в 1991 году. Анонсируется она как сочинение провокационное, порой даже эпатажное, требующее от режиссера и актеров большого чувства такта, меры и стиля. А от зрителей - как минимум возраста старше шестнадцати. По словам Рустама Ибрагимбекова, это "не совсем то, что я писал обычно. (А всего Ибрагимбековым создано около двадцати пьес, которые шли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Праги, Нью-Йорка, Софии, Будапешта и Берлина. - Прим. ред.) И мне очень интересно, будет ли принята зрителем затрагиваемая там тема как нечто, что имеет право выноситься на широкое обсуждение, или подобная проблематика остается табуированной для большинства из нас".
В московском спектакле на тонкой грани приличий и предельно возможных театрально-эротических откровений балансируют актеры Мария Сурова и Вадим Цаллати. Совместными усилиями им удается сначала точно отделить, что есть норма и что отклонение от нее, которое принято считать сумасшествием, а потом полностью размыть их границы. Как в некоторых хороших арт-хаусных фильмах, где явно только то, что вымышленно. А то, что видится всем вокруг, не имеет ровным счетом никакого значения.
В Баку театр "Ибрус" Рустама Ибрагимбекова в марте будущего года отметит десятилетний юбилей.