14.12.2010 00:40
    Поделиться

    Сергей Кельбах: Иностранные компании будут следить за платными дорогами в России

    Автодороги на Сочи и Минск отдадут бизнесу

    Первый заместитель председателя правления госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах рассказал "Российской газете", какие участки на трассе "Дон" станут платными и кто будет содержать дорогу "Минск".

    Российская газета: На дороге М4 "Дон" начинают работать платные участки, в следующем году их будет уже три. Что еще ждет нас на этой дороге в Сочи?

    Сергей Кельбах: К 2014-му весь "Дон", за исключением двух участков, станет четырехполосным и станет трассой первой категории, где обязательно разделительное ограждение. Два участка - обходы Лосева и Павловска в Ростовской области и строительство тоннеля в Краснодарском крае в районе Джубги - к 2014 году готовы не будут. По ним хотим заключить концессионные соглашения. Мы сейчас начинаем к этому готовиться. Планируем пригласить международных инвесторов. Процедура подготовки достаточно сложная, поэтому у "Автодора" уйдет на это полтора-два года. Так что участки будут построены ближе к 2016 году.

    РГ: Кто будет обслуживать коммерческие участки, брать плату? В других странах этим занимаются специальные операторы.

    Кельбах: "Автодор" также намерен привлекать операторов на платные участки через проведение международного конкурса. Госкомпания уже обратилась к 12 крупнейшим европейским компаниям - испанским, французским, итальянским, австрийским. Под управлением каждой из них находится не менее тысячи километров дорог. Шесть из них уже откликнулись на наше предложение. Конкурсная процедура займет весь 2011 год. Сам конкурс объявим к весне, ориентировочно в конце февраля.

    А с 2012 года у нас начнут появляться иностранные компании, которые будут операторами коммерческих и бесплатных участков. Всю трассу "Дон" разделят на три операторских участка: Московская и Тульская области, Липецкая и Воронежская области, Ростовская область и Краснодарский край.

    РГ: Что же получается? Российские дорожники останутся без работы?

    Кельбах: Ничего подобного. Иностранные операторы не привезут к нам своих рабочих. Они будут нанимать уже существующие эксплуатационные организации. Так что рабочие места как были, так и останутся. Мало того - людей переучат, повысят их квалификацию. Главная задача иностранных операторов - используя свой опыт, организовать современную систему управления, внедрить европейские технологии. К тому же они будут перечислять налоги в российский бюджет.

    РГ: Вы уже обсуждали с компаниями размеры инвестиций?

    Кельбах: В каждом случае их размер будет отличаться. Например, средства инвестора, который придет в качестве оператора на уже действующий коммерческий участок Хлевное - Задонск, будут задействованы только в модернизацию системы взимания платы, так как здесь пункт оплаты уже построен. Тот же, кто придет на другие участки, будет проектировать и строить пункты взимания платы, систему управления движением.

    РГ: Как долго будут работать у нас иностранные операторы?

    Кельбах: Мы хотим заключать долгосрочные контракты минимум на 12 лет. В случае если компания возьмет на себя и капремонт участка, то контракт будет более длительным.

    РГ: Итак, операторы должны собирать деньги и передавать госкомпании. А в чем тогда их интерес?

    Кельбах: "Автодор" будет платить оператору за услуги по сбору платы и содержанию участка. Оператор должен обеспечить быстрый сбор платы, качественно содержать свой участок, чтобы привлечь на него больше пользователей. В случае если будут превышены расчетные показатели проезда, заложенные в финплане, то у оператора появляется возможность получать сверхдоходы, которые и являются главным стимулом прихода на российский рынок. При этом они будут делить сверхприбыль с "Автодором" пропорционально вложенным средствам.

    РГ: А займется придорожным сервисом...

    Кельбах: Наша госкомпания. Уже разработана программа многофункциональных зон придорожного сервиса. "Автодор" определит их места, проведет конкурсы. Крупные отечественные компании уже проявляют интерес к этому. У них есть проекты зон на площади 3-10 гектаров, в которые включены мотели, кафе, магазины. Планируется создавать зоны на расстоянии 50 километров друг от друга.

    РГ: Что же будет с маленькими бензоколонками, которые уже существуют на "Дону"?

    Кельбах: Их никто трогать не собирается, если они установлены на законных основаниях. Те же, кто работает без разрешений, будут ликвидированы.

    РГ: Госкомпании передана еще и трасса М1 "Беларусь" Москва - Минск. Какие планы здесь?

    Кельбах: На эту дорогу уже объявлен конкурс на разработку проекта по предварительным работам для заключения контракта жизненного цикла. Потом напишем бизнес-план и выставим дорогу на концессионный конкурс.

    На дороге есть участки, не соответствующие параметрам трассы первой категории. В ее модернизацию надо вкладывать деньги. Всем этим и займется инвестор. Также он возьмет на себя содержание, ремонт и капремонт трассы на 25 лет.

    Концессионер возьмет в управление всю дорогу. Но платной будет не вся трасса. Точно так же, как на "Дону", коммерческие участки появятся только там, где есть бесплатный альтернативный проезд. Из 456 километров платными станут примерно 50 процентов.

    Бизнес уже рвется в бой. У инвестора есть заинтересованность в этой трассе, ведь она ведет в Европу. Здесь уже сейчас высокий объем трафика. Выгода очевидна. При этом концессионер риски за трафик не несет, все они будут лежать на государстве. Кроме того, инвестор будет получать через госкомпанию из федерального бюджета деньги на содержание дороги. Но при этом наши требования по содержанию трассы концессионер должен будет соблюдать неукоснительно.

    Поделиться