Новости

14.12.2010 00:10
Рубрика: Культура

Парадный подъезд живописи

Идет реставрация и реконструкция Главного штаба Эрмитажа

Благодаря этому событию творение Карла Ивановича Росси заживет теперь новой музейной жизнью.

Полностью проект реконструкции по проекту "Студии 44", которую осуществляет группа компаний "Интарсия", должен быть завершен к 2014 году, когда Эрмитаж будет отмечать 250-летний юбилей. То, что представление завершения реставрации беломраморной парадной Иорданской лестницы Зимнего дворца и открытие главного входа в Восточное крыло Главного штаба происходило в традиционные Дни Эрмитажа, может, и совпадение. Но более чем значимое. В эти дни происходит подведение итогов за год, вручение грантов сотрудникам от Благотворительного фонда Потанина, открытие новых выставок. И - новых музейных пространств.

"Вот наша Иорданская лестница", - сказал архитектор Никита Явейн, один из авторов проекта реконструкции, показывая на громадную лестницу во внутреннем дворе, ведущую к огромным 14-метровым дверям, которые раскрывались медленно, в течение полутора минут. Эти двери во всю высоту зала вводят не просто на второй этаж. Они вводят в новую анфиладу больших залов, созданных из перекрытых пяти внутренних дворов здания Восточного крыла. Как ни странно, эта новая анфилада, расширившая проемы между внутренними дворами, делает видимой, "прозрачной" структуру шедевра Росси. При полностью раскрытых дверях зрители увидят не только корпуса бывших министерств - финансов и иностранных дел - по обе стороны от себя, но и фирменную петербургскую "першпективу" - стрела ее устремлена точно на ангела на шпиле Петропавловской крепости.

Но двери предполагается полностью раскрывать по специальным случаям. В обычные дни могут быть раскрыты "малые" двери, встроенные внутрь анфиладных ворот. И это не единственный случай, когда возможна трансформация. Собственно, принцип "трансформера", пожалуй, такой же базовый для проекта реконструкции Восточного штаба для Эрмитажа, как и принцип "анфилады".

Попутно тема превращений получила новое развитие. Церемониальная входная лестница способна к превращению в... амфитеатр. Стоя на верхних ступеньках, вы вдруг обнаруживаете, что внизу лежит сцена с арками кулис-декораций, правда, без оркестровой ямы. Точно так же возможна трансформация выставочных залов. Параллельно со старыми стенами шедевра эпохи ампира, укрепленными, отреставрированными, идут специальные экспозиционные панели, которые могут закрывать пространства окон и, естественно, могут быть покрашены в зависимости от работ.

Освещение - вообще отдельный сюжет. Архитекторы должны были умудриться показать картины при естественном освещении, но без прямого солнечного света. В результате были построены "световые ловушки" - плод хитроумного математического расчета (который ко всему прочему должен был учитывать направление движения солнца в течение суток в каждом (!) помещении) и технологических ухищрений.

Французские шедевры ХХ века, поступившие в Эрмитаж из коллекций Щукина и Морозова, будут располагаться на верхнем, 4-м этаже. На третьем этаже будут показывать живопись до 1860 года. Здесь максимально сохранены парадные интерьеры. Сохранены и отреставрированы, в частности, 26 кафельных печей. На втором этаже будут располагаться залы декоративно-прикладного искусства, скульптуры. Что касается первого этажа, то он становится местом встречи музея и города. Кафе, лектории, книжные и сувенирные магазины, интернет-кафе - это все здесь. Отсюда, от городского форума, начинается путь к храму муз, к месту царственного уединения - Эрмитажу.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Выставки с Жанной Васильевой РГ-Фото Фото: Северо-Запад
Добавьте RG.RU 
в избранные источники