Правительственная комиссия с участием вице-премьера Cергея Иванова вчера приняла решение о строительстве платной дороги через химкинский лес, сообщили РИА Новости.
Этот участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург последние месяцы оставался предметом спора между дорожниками и экологами. Поэтому глава государства Дмитрий Медведев поручил экспертам разобраться в этом вопросе, оставив решение за собой.
Вчера же пресс-секретарь президента Наталья Тимакова сообщила, что правительственная комиссия уже доложила Дмитрию Медведеву о своем решении. "Президент считает, что любые крупные проекты, затрагивающие интересы граждан или экологические вопросы, должны быть обязательно предметом диалога власти, бизнеса и гражданского общества", - сообщила пресс-секретарь. "Медведев считает, - передает слова Тимаковой ИТАР-ТАСС, - что пример с Химкинским лесом должен стать для всех уроком и отчетливо доказать, что такой диалог необходим". "Доводить ситуацию до состояния, в котором оказался проект автотрассы, нельзя, - отметила Тимакова. И добавила: - Президент и сейчас считает, что на начальном этапе работа с общественными организациями была поставлена плохо". "Активный диалог с экологами, - подчеркнула пресс-секретарь, - представителями гражданского общества позволил существенно усилить компенсационные меры, и Медведев надеется, что они минимизируют ущерб, который может быть нанесен".
По словам вице-премьера Сергея Иванова, планируется пятикратное увеличение насаждений взамен вырубленных. Решено также отказаться от строительства придорожной инфраструктуры в Химкинском лесу на протяжении восьми километров. А все свалки будут ликвидированы. И лес действительно станет настоящим, охраняемым и воспроизводимым. В свою очередь, глава минприроды Юрий Трутнев сообщил, что компенсационные выплаты в связи с экологическим ущербом при прокладке трассы через Химкинский лес составят огромную сумму - 4 миллиарда рублей. Пока, правда, источник этих средств неизвестен, но он будет найден, пообещал Сергей Иванов. А в дальнейшем, чтобы избежать проблем с финансированием таких компенсаций, надо внести экологическую оценку инфраструктурных проектов в обязательный перечень мероприятий при подготовке строительства дорог. И сделать обязательной статью расходов на возмещение экологического ущерба. Помощник президента Аркадий Дворкович напомнил, что сейчас госэкспертиза просто вычеркивает компенсационные мероприятия из стоимости проектов. Поэтому, считает он, необходимо менять законодательство и стандарты, в частности при оценке стоимости дорог. Что касается трассы, то, по мнению Дворковича, после приостановки в августе главой государства строительства и дополнительных консультаций был проделан огромный объем работы. Это позволило серьезно улучшить проект.
В Северо-Западной концессионной компании, которая прокладывает трассу, "РГ" особо подчеркнули, что в результате прокладки дороги улучшится экологическая обстановка вдоль населенных пунктов, будет разгружена основная бесплатная магистраль. Концессионер обещает внедрить современные требования и технологии. После доработки проекта были повышены экологические стандарты, что позволило уменьшить площадь вырубки леса со 144 гектаров до 98. Сама дорога стала уже за счет уменьшения ширины поперечного профиля.
Министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что если президент примет решение, то коммерческая дорога будет построена к концу 2013 года. И напомнил, что при "лесном варианте" будет снесено всего два дома. А по маршруту, на котором настаивали экологи, пришлось бы снести 34 частных дома. И строительство трассы продлилось бы до 2017 года. Кстати, жители села Вашутино - хозяева этих домов - категорически не хотят переезжать в другое место.