Идею модернизировать платежные квитанции народным избранникам подсказали горожане. Задумку уже обсудили на заседаниях комитета и сессии горсовета, но окончательного решения пока не вынесли. Экспертам предстоит еще раз проанализировать, как проект вписывается в рамки законодательства и кому он принесет большую выгоду - жителям или управляющим компаниям?
Интересно, что повод заговорить о новой методике оплаты дали, как ни странно, жители не старых домов, которые нуждаются в ремонте, а новостроек, отапливаемых крышными котельными.
В декабре 2008 года мэрия установила тариф на техобслуживание и текущий ремонт таких объектов - 6,63 рубля за квадратный метр общей площади квартиры. Нетрудно подсчитать, что платили жители не так уж и мало. Счета, как они пожаловались депутатам, им выставляли "исходя из плановых затрат на содержание локальных котельных".
- Обращения граждан свидетельствуют о том, что плата за техобслуживание и текущий ремонт локальных котельных взимается с жителей со дня заселения, - рассказали в горсовете. - То есть жители оплачивают стоимость текущего ремонта нового оборудования, на которое распространяются долгосрочные гарантийные обязательства застройщика.
Депутаты пошли дальше и задались вопросом: не таким ли образом взимается плата за коммуникации и лифты? Проверили на практике - в новостройках и капитально отремонтированных домах. Там новые коммуникации и отремонтированные лифты, однако с жителей все равно берут деньги на ремонт. Но еще больше удивило депутатов, что некоторые управляющие компании (УК) вписывают в квитанции строки, не предусмотренные законом или договором управления домом.
- В платежные документы включают, например, такие пункты, как "Захоронение ТБО", "Уборка подъезда", "Техобслуживание котла", "Сигнализация", "Кодовый замок" или "МОП", - рассказали в горсовете. - Органы местного самоуправления города тарифы на такие виды работ, как составляющие платы за жилое помещение, не устанавливали.
Не принимали их и на общих собраниях собственников жилья. Откуда же тогда появляются счета и странные строки? Не исключено, что в управляющих компаниях их просто выдумывают - в расчете на то, что жители не заметят подвоха. Как с этим бороться, в Орле пока не знают. Вернее, вариантов слишком много, чтобы безапелляционно выбрать верный. Предложения так и сыплются от жильцов-энтузиастов, борющихся за свои жилищные права.
На сессии горсовета обсудили один из вариантов. Он предусматривает введение новых квитанций, в которых все будет "разложено по полочкам". По сути, предлагается "дифференцировать установленные размеры платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения по различным составляющим".
- Введение новых видов работ в части содержания общего имущества будет происходить только с согласия собственников помещений, - пояснил председатель комитета горсовета по экономической политике, ЖКХ и развитию предпринимательства Владимир Соломатин. - Это позволит исключить затраты жителей на требующиеся им услуги и существенно сократить расходы на оплату коммунальных ресурсов.
Однако для этого необходимо изменить упомянутое постановление мэрии от 2008 года. Сторонники идеи предлагают внести в него новые пункты. В частности, разделить плату за техобслуживание и текущий ремонт локальных котельных, чтобы жители могли финансировать ремонт только тогда, когда он действительно необходим. Отдельно можно прописать расходы на техобслуживание, техосмотр и ремонт чердаков, кровли, подвалов, внутридомовых сетей и дымоходов. А разделенный счет за содержание лифтового хозяйства вообще может стать самым длинным. В него предлагается включить плату за периодические осмотры, текущий ремонт и аварийно-техническое обслуживание лифтов и систем их диспетчеризации, за техосвидетельствование лифтов и техническое обследование тех из них, которые отработали нормативные сроки службы, и другие виды работ. Получив такую квитанцию, житель сможет досконально проверить, за что именно и сколько он платит.
Согласятся ли на это управляющие компании? Впрочем, если идея обретет законную силу, выбора у них не останется. И чтобы начислить жителям плату, например, за "захоронение ТБО", им будет необходимо согласие общего собрания собственников на введение нового вида работ. Затем придется представить протокол в мэрию, чтобы чиновники и депутаты посчитали, каким должен быть тариф.
Впрочем, это всего лишь рекомендация, и управляющие компании наверняка найдут очередные обходные пути. По крайней мере пока локальных войн с жильцами они не проигрывали.
Тем временем
Об очередной реформе ЖКХ задумались и в Ливнах, втором по величине городе Орловской области. Местные депутаты хотят изменить правила расчетов за лифт. До сих пор это муниципальное образование оставалось единственным в регионе, где жители первого и второго этажей не платили за лифт, а суммы в квитанциях зависели от количества проживающих в той или иной квартире. Депутаты решили, что более справедливо, когда за лифт рассчитываются все без исключения, а тариф предлагают выводить исходя из площади квартир. Это неминуемо приведет к увеличению сборов, которые управляющие компании обещают пустить на ремонт и замену устаревших лифтов. Несмотря на протесты горожан, проект уже принят в первом чтении.
Липчанка Лариса Т. еще в 2006 году добилась, чтобы ей присылали раздельные счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем после этого она из принципа отказалась платить за пользование жилым помещением. Свое решение мотивировала просто: те услуги, которые должна за эти деньги предоставлять управляющая компания, ни она, ни жильцы ее подъезда не получали. Коммунальщики подали на неплательщицу в суд. Но липчанка представила свои доказательства - видеооператор снял на камеру все особенности обслуживания ее подъезда.
Кроме того, Лариса поставила перед прокуратурой вопрос: куда идут собранные с жильцов средства? Ведь только в их доме за пользование жилым помещением ежемесячно перечисляли около 10 тысяч рублей. В итоге выяснилось, что управляющая компания регулярно получала средства и расходовала их по мере необходимости, но должного финансового учета в организации не было. В суде ответчики не смогли предоставить ни договора с дворниками (уборщицами), ни журналов по производству ремонтных работ, ни иных технических документов, свидетельствующих об устранении недостатков по обслуживаемым ими домам. В итоге суд "простил" женщине почти годовой долг.
Ольга Глазунова