14.12.2010 00:10
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Пока в обществе цветут комплексы милитаризма, о какой "демократии" можно говорить

    Президент России однозначно признал прямую вину Сталина и его ближайших подельников за массовое убийство в Катыни.

    Будем надеяться, что наконец закончены споры о том, существует ли всеобщий заговор, включающий всех архивистов, работников ЦК КПСС, КГБ и т.д., с целью опорочить невинного Сталина. Понятно, истинно верующие будут еще 150 лет доказывать сами себе, что все документы подделаны - но это уже, надо надеяться, год от года будет все большим чудачеством странной секты. Для обычных людей все давно ясно, теперь окончательно подтверждено на высшем уровне - подпись, государственная печать, точка.

    Надо надеяться, что поляки оценят добрую волю России. Ведь как ни очевидно это преступление, но государства не любят признавать свои прошлые грехи... Например, Турция до сих пор категорически отказывается каяться за геноцид армян в 1915 году. А Украина восхищается националистами, которые вели террор против Польши. Да и сами поляки с невероятным скрипом признали факт послевоенных еврейских погромов в своей стране и помалкивают о судьбе пленных красноармейцев. Так что признание России - абсолютно правильный, нормальный, но совсем не простой, совсем не "самоочевидный" жест.

    Так или иначе, политический смысл самого "катынского дела" исчерпан. Оно окончательно перешло из политики в историю.

    Но я хотел бы сказать совсем о другом аспекте этой истории.

    В конце концов, как ни важны для России отношения с Польшей, но отношения с САМОЙ СОБОЙ, со своей памятью, со своей совестью - в миллион раз важнее.

    И "покаяния" нужны не внешние, не на экспорт, а внутренние, ПЕРЕД СОБОЙ.

    Ужасное преступление, убийство 20 тысяч польских пленных в Катыни. Ручеек крови в море - ведь СВОИХ расстреляли, уморили голодом, убили в лагерях и т.д., как известно, миллионы (кстати, в 1937 году уничтожили свыше 100 тысяч именно поляков - граждан СССР, которых всех считали "шпионами". По сути дела, это был геноцид значительной части польского населения Советского Союза).

    Но дело не только собственно в терроре.

    Запуганы, оболванены, растлены были в той или иной мере все граждане страны - и на проценты вот с этого "морального капитала" во многом живем до сих пор! Да, конечно, сам сталинизм не с Марса к нам прилетел. Безусловно, апатия, разобщенность (в сочетании со стадным конформизмом), трусость, ксенофобия (сегодня она приобрела форму "всемирной антиамериканской отзывчивости") и фетишизация Власти - все эти психозы нашего общества имеют глубокие феодальные корни, появились задолго до большевиков. Но эти растения были неслыханно щедро политы кровью и "трусливым потом" начиная с 1920-х годов, и поэтому цветут так пышно вплоть до наших дней.

    Отсюда и проблема - как выдавить из своего общественного сознания это агрессивное и унылое рабство? Как пробить, наконец, стены оборонно-крепостного сознания? Вот вопрос совсем уж не исторический.

    Об этом, кстати, тоже говорил Медведев в своих "польских интервью" - о необходимости политических реформ, скажем. Соседство с "катынским делом", разумеется, далеко не случайное.

    Нужно ли для этого в очередной раз "сводить счеты" со своим прошлым, заниматься терапией "эдиповых комплексов" нашего общества, эксгумируя "труп старика с усами"? Или, наоборот, перестать выдавливать старые угри, предоставить мертвым хоронить своих мертвецов (и устраивать по ним поминальный вой и плач на очередных ток-шоу для некрофилов) и на самом деле заняться работой над сегодняшними законами, исправлением текущей политической ситуации?

    С одной стороны, конечно: "кто забывает прошлое, тот обречен его воспроизводить", "кто владеет прошлым - владеет будущим" и т.д. И как ни стандартны эти ответы, но ведь - правда же!

    С другой стороны, простой здравый смысл подсказывает, что опять (в который раз?!) начинать широкую дискуссию о прошлом (конкретно о сталинизме-бандитизме) - это не способ разрешить проблему, а способ ее утопить в брызгах слюны, заболтать-загламурить, способ переключить эмоции с настоящего на проблемы дня вчерашнего. В миллионный раз никто ни с кем ни о чем не договорится, все останутся при своих - но уработаются языками так, что пар валить будет и ни на что другое уже сил не хватит.

    И вообще "сталинофобия" - все-таки тоже фобия. Конечно, в свое время фильм "Покаяние" прогремел, но если каждый вечер выкапывать мертвеца, любоваться на него на ТВ-экране, потом торжественно выбрасывать... и потом - опять любоваться, то ведь и правда рехнешься. Как минимум от дурной бесконечности этих споров начинает подташнивать. И главное, опять и опять возникает чувство, что все это - не подход к решению сегодняшних проблем, а отход, увод от них (сознательный или невольный).

    Я думаю, что доля правды есть и в первом, и во втором подходе.

    Безусловно, переводить сегодняшний политический пар в исторический свисток - непозволительная "роскошная глупость".

    Но пока в обществе цветут комплексы - империализма, милитаризма, державной ксенофобии и т.д., - о какой "демократии" можно всерьез говорить? Свобода в ТАКОМ обществе - свобода честно выбрать, если не "Гитлера", то во всяком случае крайнего национал-популиста, демагога и т.д.

    На зараженной местности не сажают овощи - вырастут ядовитые плоды. Хочешь не хочешь, но для начала нужно провести дезактивацию.

    Поэтому как ни "невкусна", как подчас ни смахивает на психоз "десталинизация", но, увы, "погоня за усатой тенью" все-таки в известной форме необходима.

    Сегодня речь могла бы идти уже только об одном - о четком объяснении прямо преступного характера действий Сталина, других руководителей государства, преступности созданного ими режима. Причем "преступность" в самом простом значении - нарушении даже тех законов, которые тогда существовали. Ни по одному из этих законов людей нельзя пытать, списками отправлять на расстрел и т.д. Преступное государство, пожирающее свой народ. И для оправдания режима создана преступная идеология имперского, великодержавного чванства, культа государственной силы (насилия) и "осажденной крепости".

    Конечно, здесь есть серьезная проблема.

    Если режим признан "преступным", то кажется, что обесценивается Победа в войне, наша главная "скрепляющая идея".

    Но на самом деле это не так.

    Борьба с врагом, который хотел уничтожить страну, русскую культуру, а народ считал "унтерменшами", в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ необходима - таков инстинкт самосохранения народа. Безусловно, в борьбе против немецких захватчиков интересы и усилия народа и режима совпадали, и более того, режим не просто сохранился, но легитимировался, сакрализировался благодаря этой Победе. И превратил ее тем самым в окончательную Победу НАД народом - над его правами, свободами. "Победа все спишет"! Еще бы: не будь войны и Победы, отношение к сталинскому режиму с его коллективизацией и 1937 годом было бы совсем другим...

    Победа была трагически двузначной - спасение от внешних врагов и внутреннее закрепощение. Закрепощение Победой... Поэтому "очищение Победы" от сталинизма так трудно, но тем более необходимо.

    Поделиться