15.12.2010 00:30
Поделиться

Дело Ассанжа может оказаться Ахиллесовой пятой судебной системы Британии

На сегодняшний день основатель скандального сайта "ВикиЛикс" Джулиан Ассанж, без сомнения, является самым нежеланным гостем Великобритании. Получив вчера разрешение покинуть лондонскую тюрьму Уондсворт, австралийский правдоруб, видимо, крайне доволен собой. Ведь ему опять удалось поставить в крайне неловкое положение. На этот раз сразу всю британскую судебную систему.

А она, как известно, основывается на прецедентах. При этом Ассанж явно играет с огнем, но за этой игрой с большим интересом следит огромное количество заинтересованных наблюдателей.

Прилежно отсидев в тюрьме свой недельный срок, австралиец во вторник вновь предстал перед судьей лондонского района Вестминстер. Спустя несколько часов было объявлено, что Ассанжа выпустят под залог. Правда, свободным человеком назвать его пока нельзя. Он сдал паспорт, а также обязался соблюдать комендантский час и носить датчик, отслеживающий его местоположение. К тому же пока не известно, когда именно Ассанж сможет покинуть тюрьму. Ведь еще может последовать обжалование на вчерашнее решение суда.

Нетрудно догадаться, что перед тем, как 7 декабря добровольно сдаться в руки британских правоохранительных органов, австралиец хорошенько взвесил все "за" и "против" подобного шага и, очевидно, пришел к выводу, что за решеткой он будет в состоянии наделать куда больше шума, нежели продолжая находиться в бегах. На этот раз основатель "ВикиЛикса" готов нанести сильный удар по устоям британского общества. А теперь на условной свободе он, однозначно, станет еще опаснее для судебной системы.

На первый взгляд, у судьи из Вестминстера очень легкая задача - вынести окончательное решение об экстрадиции Ассанжа. Так сказать, нет человека - нет проблемы. Однако тут же возникает крайне трудный вопрос. И дело даже не в том, куда именно экстрадировать австралийца. Дело как раз в прецеденте.

20 ноября Интерпол объявил Ассанжа в розыск по запросу шведской прокуратуры. В Швеции его обвиняют в изнасиловании и домогательствах. Параллельно в крепкие объятия своей правоохранительной системы австралийца якобы готовы принять в США. Во всяком случае, адвокат Ассанжа Марк Стивенс уверен, что в пригородах Вашингтона уже сформировано так называемое большое жюри, которое созывается с целью проверки оснований для предъявления обвинений лицу и решения вопроса о возможности предать дело суду. При этом американцы не скрывают, что очень бы хотели засудить австралийца по нескольким крайне серьезным статьям. В том числе основателя "ВикиЛикса" готовы обвинить в шпионской деятельности и нанесении вреда национальной безопасности страны.

Адвокат Ассанжа, однако, уверяет, что в действительности его клиента приследуют по политическим мотивам. И в пользу этой версии говорит много реальных фактов. Вспомним, к примеру, что Интерпол объявил австралийца в международный розыск через два дня после того, как на сайте "ВикиЛикса" была выложена на сегодняшний день самая скандальная порция компромата, из которой стало понятно, что на самом деле происходит за закрытыми дверями не только в НАТО, но и в госдепе США.

Так что без шума экстрадировать Ассанжа в Швецию или США британскому судье не удастся. Именно поэтому большинство экспертов уверены, что слушания не уложатся в 21 день. Называются разные сроки: от нескольких месяцев до нескольких лет. Следующее заседание суда, к слову, назначено на 11 января 2011года.

И все же большинство экспертов сейчас волнует вовсе не ближайшее будущее самого Ассанжа, а итоговое решение лондонского судьи. Ведь если австралийца действительно экстрадируют, то тем самым буквально будет взорван ящик Пандоры. Известно, что в Великобритании от преследования в своих странах "по политическим мотивам" скрывается огромное количество лиц. В том числе и выходцев из России. Их не экстрадируют на родину, ссылаясь в том числе и на отсутствие прецедента. Дело Ассанжа может стать отправной точкой для сотен новых судебных процессов. И это понимает не только Ассанж, но и все британские судьи. А также их коллеги из правоохранительных структур многих государств.