"Инновационный, уникальный взгляд на мир" - это из характеристики жюри фестиваля в Санденсе, адресованной проектам, получившим спецпризы. Андрей Звягинцев со сценарием "Елена" стал победителем от Европы.
Таким образом, еще не законченный фильм открыл счет своим международным наградам.
Российская газета: О вашем фильме просочились самые туманные сведения.
Андрей Звягинцев: Хотелось бы эту загадку сохранить: не люблю наперед говорить, о чем фильм. Да и рано: не закончен монтаж и впереди работа над звуком.
РГ: Известно, что фильм о женщине, которая живет с богатым мужем и пытается удержать сына от алкоголизма, - так?
Звягинцев: Увы, утечка информации. Фестиваль просил помимо сценария прислать и краткий синопсис. Но "трудности перевода" внесли коррекцию. Для переводчика-американца слова героини "Может, притормозишь?" - когда ее муж хочет налить себе вторую рюмку коньяка! - звучит как предостережение алкоголику. А для нас такое не повод для тревоги. Нет, кино не об алкоголике.
РГ: Как возник замысел?
Звягинцев: Один британский продюсер предложил полнометражный проект. Тема была обозначена как апокалипсис, и предоставлялась свобода в трактовке. Мы с моим соавтором Олегом Негиным недели три думали, и потом Олег написал сценарий. Но выяснилось, что этот проект продюсер собирался предложить еще трем режиссерам - должны были сниматься четыре полнометражных фильма. Наш сценарий его удовлетворял, но остальных трех не было. Предстояли поиски режиссеров, написание сценариев, а для нас - бессмысленное ожидание. И мы вышли из проекта. Встретились с продюсером Александром Роднянским и вскоре запустились.
РГ: "Возвращение" и "Изгнание" - истории, изолированные от конкретного времени."Елена" продолжит эту тенденцию?
Звягинцев: В "Елене" действие развивается в конкретном времени: 2010 год. И в конкретном месте: Москва. То, что происходит в фильме, - отражение того, что происходит с нами здесь и сейчас.
РГ: Как я понимаю, героев в фильме не очень много?
Звягинцев: Елену играет Надежда Маркина - потрясающая актриса, она умеет вести диалог так, что глаз не оторвешь ни от нее, ни от ее партнера Андрея Смирнова. И есть еще дочь героя (ее играет Лена Лядова) и сын Елены - актер Алексей Розин. Оператор - Михаил Кричман, художник - Андрей Понкратов, Андрей Дергачев - звукорежиссер... А музыка - Филипа Гласса.
РГ: Ого! Как это вам удалось?
Звягинцев: В музыкальном магазине я случайно увидел коллекцию дисков с музыкой Филипа Гласса. И купил Вторую и Третью симфонии. Его киномузыку я знал и раньше, а вот с его симфоническим творчеством встретился впервые. Послушал и понял, что одна из частей идеально ложится на наш фильм. Проверил в монтаже - точное попадание! Написали Глассу письмо. Он ответил: "Зачем вам старая музыка - давайте я напишу новую!". Мы договорились, что вернемся к этой идее в следующем проекте, а пока нас более чем устраивает именно эта музыка.
РГ: Известно, что вы не любите открывать актерам сверхзадачу роли, даже не позволяете читать сценарий.
Звягинцев: Исполнители главной пары читали. Что касается второстепенных персонажей, то актеры знали текст только своих сцен. Мне важно, чтобы актер был естественным в данную секунду, в данной ситуации. Чтобы смотрел на партнера из сегодняшнего дня, а не из будущего, которое он уже знает из сценария. Поэтому пусть лучше не знает.
РГ: Когда мы увидим "Елену"? И заинтересовались ли ею международные фестивали?
Звягинцев: Фильм снимается для нашего зрителя, но фестивальная судьба важна: авторскому фильму только фестивали и могут открыть прокатные горизонты в мире, а значит, и возможности автору снимать следующие свои картины. Я думаю, весной-осенью 2011 года зрители фильм увидят.
РГ: Из нашего кино исчезла надежда на лучшее, оно ввергает в пессимизм. Что вы об этом думаете?
Звягинцев: Не стоит в смутные дни ждать фильмов, исполненных надежды. Пока нет надежды в нашем русском мире, пока нет ее в умах и на улицах, никакой надежды от художника дождаться нельзя. Эту свечу нужно держать зажженной у себя в сердце. Надо хранить в себе самом этот луч. Пока люди не научатся отыскивать волю к надежде в себе самих, наш апокалипсис будет с нами.