Продолжается публичное обсуждение закона "Об образовании". Как уже рассказывала "РГ" (номер за 30 ноября с.г.), первоначальный проект вызвал бурную критику.
Она касалась и формы (документ получился слишком большим, почти 400 страниц, и с юридической точки зрения больше напоминал не закон, а подробную инструкцию), и содержания. В частности, упразднялись начальное профобразование, академии, отменялись многие льготы при поступлении в вузы. Не случайно уже на той стадии эксперты предложили свыше тысячи поправок.
Было принято решение: подготовить новый вариант закона и выставить его на всеобщее обсуждение, которое продлится два месяца. С 1 декабря документ размещен в Интернете, и каждый желающий может высказать свои предложения и замечания. После завершения обсуждения рабочая группа, которой руководит советник президента Вениамин Яковлев, обобщит и проанализирует всю информацию.
Новый проект значительно "похудел": вместо 400 страниц в нем "всего" 240. Как пояснил министр образования и науки Андрей Фурсенко, проект стал короче чуть ли не вдвое, потому что из него убрали дублирование и уточнили некоторые пункты.
- Но, конечно, все основные идеи, что были раньше, остались. И сейчас в зависимости от обсуждения будет проведена окончательная доработка, - подчеркнул министр.
По словам чиновников, единственный момент, где появились серьезные изменения, - дошкольное образование. Теперь в новом проекте семейное образование получило такой же полноценный статус, как и то, что дает детский сад.
В новом проекте, несмотря на возражения ректоров и директоров ссузов, снова не нашлось места для начального профобразования. Хотя подготовке рабочих кадров и профессиональному обучению, которое не сопровождается повышению образовательного уровня, уделено довольно много места. Основной кузницей рабочих кадров, видимо, станут центры профессиональных квалификаций. Среднее профобразование можно будет получить в профессиональном лицее или техникуме.
Не появились в новом проекте и академии, как высшие учебные заведения. Они теперь будут давать только последипломное образование и предлагать дополнительные профессиональные программы. Собственно, так когда-то и было.
Как и предполагалось, изменятся правила приема в вузы. Огромной когорте льготников, которые пользуются сейчас правом внеконкурсного зачисления, предложат бесплатную учебу на подготовительных отделениях, а уж потом при успешной сдаче экзаменов предоставят преимущественное право зачисления в вуз. Без экзаменов в вузы возьмут только победителей или призеров всероссийской олимпиады школьников, членов команд международных олимпиад, а также призеров и победителей Олимпийских, Сурдолимпийских и Паралимпийских игр.
Некоторым вузам по распоряжению правительства будет разрешено проводить дополнительные вступительные испытания. Сохранится право творческих вузов на собственные конкурсы и экзамены. Отдельная глава проекта оговаривает государственную поддержку талантливых детей и молодежи и вводит в законодательство понятие "тьютора" для помощи в реализации индивидуального учебного плана таким одаренным ученикам и студентам.