Новости

15.12.2010 00:23
Рубрика: Общество

Учебники садятся на диету

Новый проект закона "Об образовании" стал в два раза тоньше

Продолжается публичное обсуждение закона "Об образовании". Как уже рассказывала "РГ" (номер за 30 ноября с.г.), первоначальный проект вызвал бурную критику.

Она касалась и формы (документ получился слишком большим, почти 400 страниц, и с юридической точки зрения больше напоминал не закон, а подробную инструкцию), и содержания. В частности, упразднялись начальное профобразование, академии, отменялись многие льготы при поступлении в вузы. Не случайно уже на той стадии эксперты предложили свыше тысячи поправок.

Было принято решение: подготовить новый вариант закона и выставить его на всеобщее обсуждение, которое продлится два месяца. С 1 декабря документ размещен в Интернете, и каждый желающий может высказать свои предложения и замечания. После завершения обсуждения рабочая группа, которой руководит советник президента Вениамин Яковлев, обобщит и проанализирует всю информацию.

Новый проект значительно "похудел": вместо 400 страниц в нем "всего" 240. Как пояснил министр образования и науки Андрей Фурсенко, проект стал короче чуть ли не вдвое, потому что из него убрали дублирование и уточнили некоторые пункты.

- Но, конечно, все основные идеи, что были раньше, остались. И сейчас в зависимости от обсуждения будет проведена окончательная доработка, - подчеркнул министр.

По словам чиновников, единственный момент, где появились серьезные изменения, - дошкольное образование. Теперь в новом проекте семейное образование получило такой же полноценный статус, как и то, что дает детский сад.

В новом проекте, несмотря на возражения ректоров и директоров ссузов, снова не нашлось места для начального профобразования. Хотя подготовке рабочих кадров и профессиональному обучению, которое не сопровождается повышению образовательного уровня, уделено довольно много места. Основной кузницей рабочих кадров, видимо, станут центры профессиональных квалификаций. Среднее профобразование можно будет получить в профессиональном лицее или техникуме.

Не появились в новом проекте и академии, как высшие учебные заведения. Они теперь будут давать только последипломное образование и предлагать дополнительные профессиональные программы. Собственно, так когда-то и было.

Как и предполагалось, изменятся правила приема в вузы. Огромной когорте льготников, которые пользуются сейчас правом внеконкурсного зачисления, предложат бесплатную учебу на подготовительных отделениях, а уж потом при успешной сдаче экзаменов предоставят преимущественное право зачисления в вуз. Без экзаменов в вузы возьмут только победителей или призеров всероссийской олимпиады школьников, членов команд международных олимпиад, а также призеров и победителей Олимпийских, Сурдолимпийских и Паралимпийских игр.

Некоторым вузам по распоряжению правительства будет разрешено проводить дополнительные вступительные испытания. Сохранится право творческих вузов на собственные конкурсы и экзамены. Отдельная глава проекта оговаривает государственную поддержку талантливых детей и молодежи и вводит в законодательство понятие "тьютора" для помощи в реализации индивидуального учебного плана таким одаренным ученикам и студентам.

прямая речь

Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:

- В новом проекте закона нечетко прописана судьба больших региональных вузов ни в смысле статуса, ни финансирования. Между тем это чревато тем, что мы можем потерять созданную десятилетиями систему образования. Надо прописать условия обновления знаний, это необходимо сегодня для карьерного роста каждого. И тут на первое место выходит дистанционное послевузовское образование. Введение "дистанционки" станет новой поправкой в обсуждаемый проект закона. Рабочая группа нашего комитета занимается внесением поправок к действующим законам и готовит Концепцию о законодательстве индустрии электронного обучения.

Виталий Хименко, первый проректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения:

- Второй проект закона очень сильно изменился, но принципиальные вещи остались. К сожалению, все, что связано с научными исследованиями, выброшено из сферы образования. Непонятно, почему не нашлось место академиям и начальному профессиональному образованию. Не согласны мы и с тем, что колледжи будут готовить бакалавров. Судя по новому проекту, для того чтобы закон заработал, потребуется принять огромное количество подзаконных актов, на это потребуется время. Но в любом случае цельный документ лучше, чем то количество разрозненных, с которыми приходится сейчас работать.

Общество Образование Закон "Об образовании"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники