15.12.2010 00:50
    Поделиться

    Николай Злобин: "Холодная война" закончилась в идеологическом и военном ее смысле, но активно продолжается в политическом

    Уходящий 2010 год оказался богат на международные события, политические разочарования, неудачи и достижения.

    Он стал годом особенных взлетов и падений в российско-американских отношениях, да и вообще в отношениях России с Западом. С одной стороны, он начался крайне позитивно и многообещающе. В короткий срок Россия и США сумели договориться о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений, подготовить договор, который вполне устраивал обе стороны. В апреле уходящего года президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама в Праге торжественно подписали этот договор. Более того, оба президента выразили полную уверенность, что договор будет вскоре ратифицирован, даже объявили, что планируют сделать это одновременно в обеих столицах.

    С другой стороны, договор, как известно, не ратифицирован до сих пор, хотя американский президент несколько раз подтверждал российскому коллеге свое обещание добиться его ратификации. Сегодня есть немало сомнений, что ему удастся выполнить свое обещание. И хотя, понятно, что сам президент Обама не виноват в том, что ратификация договора задерживается все больше и постепенно становится все более призрачной, все же трудно отделаться от ощущения, что для скептического отношения к глубокой перезагрузке взаимных отношений есть еще один повод.

    В уходящем году президент Медведев снова произвел хорошее впечатление на Америку. Вашингтон не особенно скрывает, что хотел бы видеть именно Дмитрия Медведева в Кремле и после 2012 года. Однако содержательных достижений в двусторонних отношениях гораздо меньше. В США есть понимание насущной необходимости для России в той программе, которую выдвигает президент Медведев, - модернизация национальной экономики, перевод ее на инновационные рельсы, совершенствование политической системы страны, борьбы с коррупцией. Однако особой веры в выполнимость этой программы в Америке нет. Отсюда прохладное отношение к возможностям участий в ней среди американского бизнеса, академического сообщества США, да и политической элиты в целом. Это прохладное отношение накладывается на то, что Россия в списке внешнеполитических приоритетов Вашингтона находится далеко от самого верха. Иными словами, администрация США в результате все более и более отчетливо занимает в отношении России позицию благожелательного безразличия и отстраненности, что еще более усиливает голоса скептиков от перезагрузки отношений в обеих странах.

    Неровно складывались в уходящем году отношения России и НАТО. Безусловно, надо воспринимать позитивно объявление НАТО о том, что эта организация больше не рассматривает Россию как угрозу. Однако опубликованные недавно американские документы на сайте WikiLeaks моментально поставили под сомнение это заявление, ибо там прямо говорится о том, что НАТО создает систему защиты стран Балтии от потенциальной российской угрозы. На саммите России и НАТО в Лиссабоне обе стороны пошли было навстречу друг другу на самом высоком уровне. Дмитрий Медведев выступил с целым рядом конструктивных предложений, в том числе по созданию совместной системы ПРО в Европе. Однако пока дальнейшего развития эта инициатива не получила. Более того, со стороны Запада уже раздались скептические голоса.

    Действительно, странам НАТО и США не очень понятна позиция России. С одной стороны, Москва не считает Иран ядерной угрозой миру, но, с другой стороны, хочет участвовать в создании системы противоракетной обороны, которая, по мысли европейцев и американцев, будет направлена именно против угроз со стороны Ирана. Медведев в Лиссабоне предложил создать сегментную систему ПРО. Это отличная идея, однако у натовцев остаются вопросы в отношении того, куда планируется в будущем направлять ракеты российского сегмента, против кого. Иначе говоря, создание системы европейской ПРО остается центром серьезного разногласия между этой организацией и Россией. К этому можно добавить то, что так и не удается сблизить позиции по вопросам Абхазии и Южной Осетии, проблемам расширения НАТО на восток и ряду других. В результате, невзирая на активную позицию Москвы по вопросу сближения с Североатлантическим блоком, большого прогресса достичь в этом году так и не удалось.

    В заканчивающемся году Москва активно участвовала в преодолении последствий глобального экономического кризиса. Россия оказалась одной из самых успешных национальных экономик, сумевших защитить себя в самый трудный период этого кризиса, хотя также явилась его жертвой. Надо сказать, что в международном сообществе высоко оценили профессиональные усилия российского правительства по борьбе с кризисом внутри страны и российское участие в экономических действиях на глобальном уровне. Было видно, что, хотя Россия в силу энергетической направленности своей экономики остается крайне зависимой от внешней конъюнктуры, ей удалось избежать самых негативных последствий глобального кризиса и вместе со странами "большой восьмерки" и "большой двадцатки" внести свой немалый вклад в придание мировой экономике более устойчивого состояния. Однако Россия так и остается не вполне конкурентоспособной на мировом рынке страной, и программа модернизации ее экономики, выдвинутая Дмитрием Медведевым, по сути, является безальтернативной. В силу этого на Западе есть немало скептицизма в отношении долгосрочных экономических перспектив России, а также возможностей выработки компромисса с ней по вопросам энергетической безопасности. Кроме того, остается нерешенной старая проблема вступления в ВТО, а также необходимость превращения Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном в эффективно действующий международный экономический механизм.

    Когда смотришь на отношения России и Запада, в частности, на российско-американские отношения, становится ясно, что почти все проблемы и конфликты, которые возникают между сторонами, носят не конкретно практический, а вполне политический характер. Есть разное понимание глобальных угроз и вызовов, а также методов их разрешения. Есть разные позиции по поводу того, как должен быть устроен мировой экономический порядок, в частности, международный финансовый механизм. Есть серьезные разногласия по вопросам функционирования основных международных институтов, понимания сфер ответственности и зон влияния больших стран, роли и значения международного права и т.д. А главное - есть огромное количество стереотипов и предубеждений, высокий уровень взаимного недоверия и взаимных опасений. Налицо плохое знание реалий и мотиваций друг друга, ограничений и возможностей партнера.

    Окончание "холодной войны" завершило идеологическое противостояние двух мировых систем. Однако это событие не научило основных его участников жить и эффективно сотрудничать в новом мире. Идеологическое противостояние закрывало собой огромное количество вопросов, которые Россия и США, Россия и Западная Европа никогда не обсуждали между собой и по которым никогда не пытались сотрудничать. Сегодня они встали во весь рост. Такое впечатление, что "холодная война" закончилась в идеологическом и военном ее смысле, но активно продолжается в политическом. Как обычно, именно политики тянут всех назад. Уходящий год подтвердил это в очередной раз.

    По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.

    Поделиться