Причиной аварии самолета Ту-154 "Авиалиний Дагестана" в Домодедове могло стать сочетание "ошибки действий экипажа и специфики работы датчиков приборной панели".
Такой версией поделился вчера с журналистами один из членов комиссии межгосударственного авиационного комитета, которая расследует причины аварии.Самолет Ту-154М взлетел из аэропорта Внуково и уже в полете, в 80 километрах от аэропорта Домодедово у него начали отказывать двигатели. Как пояснил представитель комиссии, приборная панель Ту-154 оборудована лампочками, которые горят зеленым огоньком и тем самым сигнализируют о нормальной работе насосов. Когда происходит сбой звукового сигнала или загорания красной лампочки не предусмотрено - зеленые лампочки просто гаснут. Учитывая большое количество различных индикаторов на панели управления самолетом, сложно сразу заметить, что погасла одна из лампочек. Похожие инциденты уже бывали, но летчикам удавалось избежать жертв, а в конструкцию приборной панели соответствующих изменений не вносили.
Первый случай произошел 19 августа 1990 года. В наборе высоты Ту-154 после взлета произошла раскачка параметров работы первого и третьего двигателей с последующим отключением первого. Следствием такого сбоя стало непреднамеренное выключение насосов подкачки бортинженером. 25 марта 1998 года при наборе высоты экипаж самолета Ту-154М обратил внимание, что интегральное табло кратковременно мигнуло. Сигнал свидетельствовал о неисправности силовых установок. Но бортинженер не обратил внимания на то, что все 4 сигнала работы насосов подкачки расходного бака не горят. По счастливой случайности на борту оказался другой специалист, летевший в качестве пассажира. Он обнаружил негорящие лампочки и устранил неполадку. Она произошла из-за того, что на генераторе вспомогательной силовой установки самолета еще на земле перегорела шина. Еще один случай произошел 23 ноября 2004 года. В процессе набора высоты при взлете упало давление топлива на входе в первый и третий двигатель. Загорелись лампочки подачи топлива, свидетельствующие о неисправности. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт Шереметьево. При снижении обороты двигателей упали. Но при дальнейшем движении самолета их работа восстановилась. Поэтому после выработки топлива самолет благополучно приземлился. Причиной этого серьезного инцидента стало непреднамеренное выключение бортинженером четырех насосов подкачки расходного бака, из которого топливо поступает в двигатели. Это и привело к перебоям работы двигателей.Конечно, нельзя сейчас говорить, что именно пилоты дагестанских линий, которые посадили самолет в Домодедово, были виновны в серьезном инциденте. Вполне возможно, что произошел отказ электроники. Но экипаж вовремя не заметил погасшей лампочки, считает эксперт. Он заявил, что в любом случае комиссия МАК найдет причину катастрофы, которая привела к гибели людей.