Правительство Иркутской области намерено усиливать поддержку малого и среднего бизнеса - от компенсации стоимости подключения к электросетям до субсидирования инновационных компаний.
Впрочем, эксперты от бизнеса указывают, что намерения эти зачастую "сырые", да и сведения о них до предпринимателей толком не доносят.
На минувшей неделе в Приангарье завершился сбор заявок на получение субсидий объектами малого и среднего бизнеса (МСБ) на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства. Это лишь одна из мер, которыми областные власти готовы поддержать предпринимателей - в этом году из регионального и федерального бюджета на поддержку МСБ Иркутской области запланировано выделить в общей сложности более 300 миллионов рублей. В ближайшие годы сумма по этой статье расходов будет лишь увеличиваться.
Среди самых заметных мер можно также назвать развитие сети центров микрофинансирования - за два года в различных муниципалитетах региона должно появиться не менее двух десятков соответствующих фондов, которые будут предоставлять малому бизнесу займы до миллиона рублей и сроком до года. Соучредителями таких фондов непременно должны стать муниципальные органы власти. На этой неделе завершится прием заявок на конкурс инновационных проектов - пять компаний-победителей смогут получить по пять миллионов рублей на компенсацию затрат, связанных с исследованием и разработкой новых продуктов и обучением персонала.
Также правительство Иркутской области планирует поддерживать экспортоориентированный бизнес региона. Правда, пока региональные власти лишь сами подали заявку на получение субсидий из федерального бюджета. Однако представители малого бизнеса, соглашаясь, что подобная поддержка необходима, указывают на непродуманность властных инициатив. Такой подход изрядно снизит эффект от средств, направленных на стимулирование предпринимательства в регионе.
- То, что создают сеть фондов микрофинансирования в районах, это замечательно, - отмечает руководитель Фонда поддержки малого предпринимательства Нина Ткачук. - Мы, например, на территориях не работаем, потому что наш клиент должен всегда быть в поле зрения, поэтому ограничиваемся лишь областным центром. Но именно в районах бизнес нуждается в такой поддержке, потому что там зачастую даже нет банков, которые бы кредитовали малый бизнес. Однако сразу возникает вопрос - на что будут существовать эти фонды? Ведь им необходимо помещение, телефоны, оргтехника, нужно платить зарплату персоналу. Денег на открытие и поддержание работы самих фондов в бюджет не заложено - только средства, которые необходимо раздать предпринимателям.
Предполагается, что эти структуры должны существовать на прибыль от своей деятельности, но, как замечает Нина Ткачук, она появится не сразу. Прежде чем первые кредиты вернутся с процентами, пройдет какое-то время. Кроме того, особой прибыли вообще ждать не приходится - ведь и процентные ставки должны быть льготными.
Не продуман и механизм работы фондов - по каким критериям они должны оценивать претендентов на льготный кредит, как выстраивать отношения с малым бизнесом? Ведь для того, чтобы фонд не просто раздал деньги, но и сумел вернуть микрокредиты с процентами, необходимо грамотно анализировать финансовое состояние субъектов МСБ.
- По-хорошему, прежде чем запускать эту сеть, необходимо было обучить сотрудников, стажировать их. И хорошие, разработанные программы микрофинансирования имеются в других регионах, есть такой опыт и в Иркутске. Его необходимо было изучить, возможно, купить какие-то наработки для внедрения в Иркутской области, - полагает Ирина Борисова, руководитель "Евро Инфо Корреспондентского центра" в Иркутской области. - Сейчас созданные структуры действуют на свой страх и риск.
Кроме того, финансирование - это еще не все, в чем нуждается бизнес. В регионе необходимо развивать инфраструктуру поддержки предпринимательства, в том числе консультационной. На прошедшем в Иркутске этой осенью семинаре для представителей малого бизнеса - участников внешнеэкономической деятельности, предприниматели, например, говорили о том, что у них масса вопросов о сертификации продукции, о том, где и как можно ее пройти, как работать с таможней. Упоминались проблемы с поиском партнеров за рубежом (именно с поиском - не хватает информационных каналов, через которые можно было бы узнавать о спросе, предложениях среди иностранных инвесторов), с подготовкой необходимого пакета документов, в том числе на иностранных языках. А консультантов, которые могли бы рассказать, предоставить базу данных, в регионе практически нет.
Кроме того, предприниматели жаловались на дороговизну сертификации продукции - а программ, которые компенсировали "малым" участникам ВЭД эти расходы хотя бы частично, в регионе нет.
- Система консультирования малого бизнеса в регионе не проработана, - соглашается Ирина Борисова. - Возьмем конкурс на получение субсидий на повышение энергоэффективности производства. Объявить - объявили, но растолковать, что стоит за термином "энергосбережение", на что можно получить компенсацию - не растолковали. Условия конкурса до предпринимателей внятно не донесли. Да и просто информации было мало.
А конкурс среди инновационных компаний вообще публично объявили меньше чем за три недели до последнего срока сдачи документов. Как за десять рабочих дней собрать необходимую документацию, предпринимателям непонятно.
В силу непродуманности действий власти недоверие со стороны малого и среднего бизнеса к таким инициативам зашкаливает. По мнению Ирины Борисовой, до девяноста процентов предпринимателей не верят, что могут победить, считают, что деньги будут распределены среди "своих". Неудивительно, что активность малого бизнеса в подобных мероприятиях невысока. По мнению экспертов, областному правительству необходимо задуматься не только о суммах, направленных на поддержку МСБ, но и об эффективном использовании этих денег, чтобы каждый вложенный рубль приносил максимальную пользу.