Ярославский шкипер стал лучшим российским яхтсменом года

Всероссийская федерация парусного спорта признала яхтсменом года ярославца Игоря Зарецкого.

В его лице Россия впервые стала победительницей трансатлантической одиночной парусной регаты.

Вода в каюте

Историческая гонка состоялась минувшим летом, но готовился к ней 59-летний шкипер Зарецкий года три, не меньше. Его яхта "Гранд" из класса "четвертьтонников", на которой он с экипажем побеждал и занимал призовые места в регатах на Волге, Онеге и Ладоге и на которой в 1996 году "сгонял" в Англию (в город Эксетер, побратим Ярославля) и обратно, требовала серьезных конструктивных изменений. Три года и ушли на то, чтобы в расчете на океанские волны лодку основательно укрепить и оснастить электроникой. Деньгами помогал спонсор, а все остальное Зарецкий сделал сам, днюя и ночуя в яхт-клубе и там же проводя все выходные и праздники. Лишь с электроникой помог давний напарник и хороший друг Николай Ильичев, по профессии инженер-электронщик.

Он же минувшей весной помог отогнать "Гранд" в английский порт Плимут, где 23 мая выстрелом из старинного охотничьего ружья был дан старт трансатлантической регате Jester Challenge-2010, в которой участвовали 24 яхты. Кроме Зарецкого, под российским флагом выступали еще Михаил Солдатов из Санкт-Петербурга на яхте "Герда" и Алексей Федорук из Великого Новгорода на "Фасоне". Последний, правда, опоздал к началу гонки почти на неделю, но достаточно быстро нагонял остальных участников.

Зарецкий сразу взял курс на север, в более холодные широты, и оказался прав: в южных широтах, которые выбрали многие его соперники, ветер был менее устойчив. Однако и ярославцу не раз приходилось туго: в общей сложности примерно две недели он продвигался вперед в условиях сильнейшего шторма. Его 7,5-метровую яхточку швыряли 5-7-метровые волны, и шкиперу приходилось дрейфовать.

Во время одной из штормовых атак на лодке Зарецкого оторвало лопасть ветрогенератора. Как только океанские страсти улеглись, генератор яхтсмен разобрал и вместо четырех лопастей сделал три, благодаря чему не остался без электричества.

Сухим из воды во время этой гонки Зарецкому выйти тоже не удалось - в какой-то момент на лодке открылась течь. Вода стала натекать внутрь через пяртнерс мачты (отверстие в палубе, через которое проходит мачта), и ее необходимо было постоянно откачивать. Из-за сырости в каюте испортилось зарядное устройство от ноутбука, по которому гонщик узнавал прогноз погоды.

Блины в океане

Ярославский шкипер, участвовавший в "одиночке" первый раз, признался потом, что временами бывало жутко, особенно ночью: один посреди бескрайнего бурлящего простора человек слишком явственно ощущает всю свою малость и незначительность. Но счастья было несравнимо больше.

- Звонит мне, - рассказывает мама яхтсмена Дагмара Ивановна, - и говорит: "Сейчас такой океан великолепный! Просто нет слов, чтобы передать!" А я места себе не нахожу, живу от звонка до звонка.
Он много раз видел китов, а дельфины сопровождали лодку почти постоянно, то есть за бортом имелась даже дружелюбная компания.

Находившийся на яхте запас пресной воды - 60 литров - частично остался неизрасходованным, потому что было холодно и пить не хотелось. Но в общем жизнь на "Гранде" была совершенно нормальной, и ее рулевой даже умудрялся иногда печь блины и готовить блюда с тушенкой, пока банки не расплющило во время одного из штормов.

На час впереди

На 25-й день гонки подал сигнал бедствия французский яхтсмен Энди Лэйн, яхта которого во время шторма потеряла мачту и получила пробоину в корпусе. Француза взяло на борт проходившее мимо судно, а его покалеченную лодку пришлось бросить в океане. На тот момент это был уже девятый участник регаты, прекративший гонку. Однако все трое россиян продолжали идти к цели - американскому Ньюпорту.

На протяжении почти всей гонки Зарецкий лидировал и через 33 дня с момента старта, ночью, первым финишировал в гавани Ньюпорта. Как рассказал сам победитель, в тот момент он еще не знал, что он - первый, потому что ему буквально "дышал в затылок" молодой англичанин Рори Макдугалл, хотя его более быстроходный катамаран и не было видно на горизонте. А когда узнал, что первый - эмоции захлестнули, ликованию не было предела. Насколько острой была борьба, говорит лишь тот факт, что Рори Макдугал пришел к финишу через час после Зарецкого.

Михаил Солдатов финишировал спустя 44 дня после старта, Алексей Федорук - через 56. Всего до Ньюпорта добрались 12 яхтсменов из 24 стартовавших в Плимуте. Остальные сошли с дистанции.

Инфаркт после победы

А потом было шампанское, медали от властей Ньюпорта, отдых и неторопливый путь домой - уже вместе с напарником Николаем Ильичевым, который специально прилетел в США, чтобы помочь привести яхту в Ярославль.

Лодка, пережившая массу штормов по дороге и туда, и обратно, причалила к родным берегам в общем и целом "бодрячком" - без существенных увечий и "недомоганий". Чего не скажешь о ее шкипере: через несколько месяцев после своего триумфа Игорь Зарецкий попал в реанимацию с многоочаговым инфарктом.

- Да сам не знаю, как так вышло, - не понимает он. - Видимо, все время был в напряжении, а потом расслабился, вот сердце и забастовало…

На прошедшем недавно чествовании победителей национальной премии "Яхтсмен года-2010" Игорь Зарецкий не присутствовал - лежал в больнице. Награды ему привезли друзья.

Казалось бы, все - суши весла. Но нет, Игорь Вольдемарович уже опять бодр (я, говорит, "сердце чувствовал всего два дня, все нормально") и полон планов на будущее, которые повергают в ужас его пожилую маму. Что именно он задумал на этот раз, лучший яхтсмен 2010 года пока не говорит, намекая лишь, что хотелось бы поучаствовать в еще более масштабном проекте. И через полгодика, надеется, можно уже начинать подготовку.

Туман рассеяла Дагмара Ивановна, упавшим голосом сообщив: "Мечтает о кругосветке".

- Счастье, что хоть мой внук, которому скоро 35 лет, не унаследовал от отца страсть к воде и парусным гонкам, - тихо радуется пожилая женщина. - Ведь мне дурно становится, когда я волны даже по телевизору вижу - вот что значит быть матерью яхтсмена.

P. S.

Эта регата не является спортивным событием, поэтому там не предусмотрены денежные премии и зачеты в международном рейтинге яхтсменов. Единственный приз - радость от одержанной победы. Как человек, признанный яхтсменом года, Игорь Зарецкий получил от ВФПС кубок и от спонсоров национальной премии "Яхтсмен года-2010" - швейцарские часы EDOX. Ярославские власти - областные и городские - наградили знаменитого яхтсмена почетными грамотами.

Как проходит регата

В 1960 году английский яхт-клуб Royal Western Yacht Club провел первую трансатлантическую гонку яхтсменов-одиночек из Плимута в Нью-Йорк. С 1964 года гонка проводилась раз в четыре года. Во второй регате участвовали 18 яхтсменов, в 1968 году - 35, а в пятой гонке - уже 125. Однако со временем дух одиночных гонок был утрачен, и в ней стали участвовать даже яхты длиной больше 70 метров и водоизмещением больше 250 тонн. А с появлением на океанских дистанциях современных гоночных машин она стала профессиональной гонкой для яхт класса "Оpen 50-60".

В ее первоначальном, любительском, варианте гонка была возрождена в 2006 году и нынешним летом проводилась уже в третий раз. В качестве названия для "воскресшей" регаты взяли имя одной из яхт, участвовавших в самой первой гонке и запомнившейся дизайном такелажа, - Jester Challenge ("Вызов "Шута").

Маршрут гонки - 3200 миль - проходит через всю Северную Атлантику, навстречу преобладающим ветрам и течениям. Организаторы принципиально сохраняют дух приключений и стараются минимизировать административное регулирование.