16.12.2010 00:03
    Поделиться

    Белорусские деятели искусства стали звездами шаляпинских вечеров в Уфе

    XIII Международный фестиваль оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе" по традиции открылся премьерой. На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета в четвертый раз за его историю поставили оперу Александра Бородина "Князь Игорь". Кстати, в этом году исполняется 120 лет со времени первого представления этой оперы в Мариинском театре в Петербурге.

    Последняя уфимская версия знаменитого классического произведения увидела свет благодаря блистательному творческому союзу. Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Георгий Исаакян, музыкальным руководителем и дирижером-постановщиком - заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат "Золотой маски" Александр Анисимов, художником-постановщиком - лауреат Госпремии Республики Беларусь и тоже "золотомасочник" Эрнст Гейдебрехт (Германия), с 1984 по 1990 год работавший главным художником Большого театра Белоруссии, а также молодой и подающий большие надежды хореограф Башкирского театра Ринат Абушахманов.

    Премьера имела оглушительный успех. Определенную роль в этом сыграло и то, что партию хана Кончака исполнил знаменитый оперный бас - народный артист Башкортостана, а с недавних пор - министр культуры Республики Башкортостан Аскар Абдразаков. Искушенная уфимская публика с нетерпением ждала, каким будет новое прочтение эпического произведения, отличающегося, по мнению театральных критиков, определенной статичностью.

    - Сказать новое слово в такой классике и хрестоматии, как "Князь Игорь", - амбициозная задача, и по молодости в этом направлении я неоднократно дерзал в театрах Америки, Франции и Беларуси, - рассказал корреспонденту "РГ" Александр Анисимов, для которого эта опера - в числе любимых. - Теперь же, с опытом, встают задачи посложнее: прочитать текст как можно ближе к замыслу композитора, с уважением и пиететом перелистывать страницы партитуры, редактированные великими композиторами Бородина - Римским-Корсаковым и Глазуновым. И все-таки то обстоятельство, что партитура оперы не закончена Бородиным, дает стимул для рождения и воплощения интересных идей и задумок. Я давно хотел осуществить свою давнюю мечту - донести свои идеи в содружестве с такими мастерами, как Георгий Исаакян и Эрнст Гейдебрехт.

    Как бы ни говорили о приверженности к классике, как подчеркнул Георгий Исаакян, у современных художников всегда будет современное видение.

    - Мы не можем поставить оперу Бородина такой, какой она была сто лет назад, для этого все реалии должны быть столетней давности. Поэтому ищем выход в культурологической игре с традициями древней русской иконописи, народного лубка и русского авангарда, - сказал он. - А костюмы Гейдебрехта можно выставлять как отдельное шоу.

    Для придания спектаклю динамики постановщики применили кинематографический прием быстрой смены места действия, изменили и последовательность картин, а "Половецкие пляски" объединили с заключительной картиной оперы.

    "Князь Игорь" - не единственный спектакль фестивальной афиши, в котором участвуют белорусские мастера искусств. Например, заглавную партию в опере "Иоланта" исполнила трижды дипломант Национального театрального фестиваля "Золотая маска" Ирина Крикунова, выступающая на сцене Большого театра Республики Беларусь.

    Поделиться