Только четыре из двадцати образцов "живого" пива по цене от 70 до 150 рублей за литр соответствуют нормам ГОСТов и стандартам качества. Такие результаты исследования огласило вчера ГУП "Московское качество".
Всего проверке были подвергнуты 20 образцов разливного пива, которое сами производители именуют "живым". Смысл названия прост: процесс пастеризации, как на промышленном производстве, заменен фильтрацией. В самом напитке после такой процедуры остаются бактерии. По нормам это не запрещено. Однако с точки зрения качества у проверяющих и без этого осталось много претензий. По косвенным признакам исследователи определили, что в большую часть напитков добавляют некрахмалистое сырье - сироп, или спирт. Как осторожно говорят эксперты, возможно в 11 образцов из 20 добавили иное сырье. Поэтому высота пены и ее стойкость может быть гораздо ниже. Три образца и вовсе по цвету и запаху лишь отдаленно напоминают пиво. Кроме того, крепость большинства напитков совсем не соответствует заявленному на этикетках. Хотя их в 16 случаях либо вообще нет, либо информация настолько куцая, что потребителю не поможет. А, по мнению экспертов, главное в таком пиве - срок разлива. Сведения, по словам замдиректора центра Игоря Назарова, по большой просьбе, граничащей с мольбой, может написать ручкой на чеке продавец в "разливном" ларьке.
Сами производители отреагировали на проведение проверки их продукции, по словам Назарова, агрессивно - какое право вы имеете проверять? Бояться компаниям пока нечего. Во-первых, разбавить пиво мог и продавец. Во-вторых, то, что они добавляют, не противоречит нормам, а лишь говорит о низком качестве их товара. Так, показатели 12 образцов говорят о недостаточном уровне санитарного состояния производства. Хотя мазать всех черной краской нельзя: частные пивоварни производят и качественное домашнее пиво по традиционному рецепту - хмель, солод и вода. Только стоит оно совсем не 70 рублей за литр.
Сейчас малый бизнес, по оценкам аналитиков, занимает только два процента всего пивоваренного рынка. Реализуют его в основном в магазинчиках спальных районов. И особого контроля за отраслью, которая считается вроде бы прозрачной, нет. Хотя директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз иного мнения: 40 процентов на пивном рынке - контрафакт.
Однако в ближайшее время рынок может перейти на поруки "водочного министерства" - Росалкогольрегулирования. Первое чтение уже прошел документ, приравнивающий пиво к "серьезному" алкоголю. По нынешнему варианту закона каждый предприниматель обязан будет оснастить линию средствами измерения и учета объема продукции, обязательна будет маркировка и лицензирование. Мелкие пивовары бьют тревогу. Затраты на внедрение всех этих схем не по их кошельку. Особенно для тех, кто "снабжает" пенным напитком, к примеру, несколько поселков или небольшой район. Выгодней, говорят они, перепрофилироваться, чем накладывать на себя такие расходы, да еще и с учетом растущих акцизов. Эксперты тоже предсказывают коллапс в пивной отрасли. Хотя депутаты пока успокаивают: в закон будут вноситься поправки.
Кроме того, в Госдуме сейчас находится техрегламент на пиво, который разрешит пивоварам обойтись вообще без некоторых классических ингредиентов. И многие скептики уже вынесли вердикт: пиво можно будет найти только в ресторанах. С нового года также будут повышены акцизы и запрещено продавать пиво в ларьках и киосках. Но только крепкое - выше пяти градусов. Тем не менее, по словам Дробиза, пивная отрасль сильно не пострадает - спрос есть. После последнего повышения акцизов потребление так и осталось на уровне 80-82 литра на человека в год, а государство собрало в три раза больше налогов .