Инвесторы не спешат вкладываться в Россию. За девять месяцев этого года объем иностранных инвестиций в Россию составил 47,5 млрд долларов. Это на 13% меньше, чем за такой же период 2009 года.
О том, чем недовольны инвесторы, и что делается для того, чтобы изменить ситуацию, в интервью "РГ" рассказал директор департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства Мин экономразвития России Сергей Беляков.
Еще летом министерство объявило на своем сайте об открытии специального ресурса по приему претензий от инвесторов. Это дало свои результаты?
За это время к нам поступило 41 обращение. 14 проблем инвесторов успешно решены, 27 - находятся на рассмотрении.
По сути, наше министерство стало "одним окном" для общения инвесторов с органами федеральной власти в случае возникновения у них проблем или необходимости получения каких-либо разъяснений в части действующего законодательства.
Это не значит, что компаниям придется обращаться только в минэкономразвития. Но когда инвесторы не до конца понимают, кто является адресатом его обращения, они всегда могут рассчитывать на нашу помощь - даже если рассматриваемые вопросы не являются зоной ответственности министерства. По каждому обращению мы проводим предварительный аудит, общаемся с заявителями, выясняем, что является причиной жалоб. На основании такого предварительного анализа становится понятно, с каким из органов федеральной или региональной власти необходимо работать. Мин экономразвития не пытается подменить собой другие органы власти, которые обладают необходимой компетенцией и наделены соответствующими полномочиями. Мы организуем оперативное рассмотрение обращения инвестора, беря его "под свое крыло".
При этом практика работы по уже поступившим обращениям выявила интересную деталь: не всегда причиной проблем у компаний (это в первую очередь касается иностранных компаний) являются действия или бездействия чиновников. Зачастую это результат деятельности локального офиса компании, менеджмента.
Такой подход может вызвать определенный скепсис в части "ручного" решения проблем инвесторов, но, во-первых, - такая ежедневная работа министерства по защите прав инвесторов меняет отношение чиновников к бизнесу, а, во-вторых - благодаря рассмотрению частных вопросов мы выходим на системные проблемы и на их основе готовим предложения по внесению изменений в законодательство.
И какие решения уже приняты?
Прежде всего это изменения в миграционном законодательстве. С 1 июля этого года вступил в силу закон, значительно упрощающий привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов. Прежние жесткие нормы часто были барьером для их работы в нашей стране, сдерживали реализацию инвестиционных проектов.
Теперь для специалистов с уровнем зарплаты не менее двух миллионов рублей в год миграционный режим облегчен, сокращены сроки прохождения бюрократических процедур. Отменена система квотирования для таких специалистов, а также необходимость согласования их привлечения с органами занятости, до 34 дней сокращен срок получения разрешения на работу, который ранее занимал до 1 года. Причем разрешение на работу и виза могут выдаваться сразу на три года, а не на один, как это было раньше. Есть преференции для членов семей таких работников. Очень важно, что специалисты высокой квалификации с первого дня действия трудового договора получают статус налогового резидента, то есть платят подоходный налог по ставке 13%.
Введение нового порядка потребовало определенной адаптации сотрудников миграционной службы. Но Федеральная миграционная служба принимала активное участие в разработке закона и отслеживала его внедрение в режиме онлайн. Сотрудники центрального аппарата выезжали на места, разъясняли и уточняли основные положения и детали. С июля 2010 года по новым правилам уже выдано более 1,7 тысячи разрешений на работу. При этом закон ведь вступил в силу в период традиционного летнего затишья. Мы ожидаем, что со временем количество обращений за разрешениями на работу для таких специалистов увеличится кратно. Это важно не только для компаний, но и для развития российской экономики, которая нуждается в квалифицированных кадрах в целом ряде областей.
В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса наша страна вновь опустилась на несколько строчек. По такому критерию, как получение разрешений на строительство, Россия находится на предпоследнем месте...
Дело не столько в рейтинге, а в том, что при реализации инвестпроектов главной проблемой компании называют административные барьеры, которые приводят к очень длительным срокам реализации проекта - до 500 дней. Это довольно-таки долго.
Но в июне правительством был подготовлен и утвержден план мероприятий, которые должны изменить ситуацию в лучшую сторону. Условно мы назвали его "план по стройке". В нем шесть основных направлений: разрешение использовать при строительстве объектов типовые стандарты Евросоюза, возможность онлайн-сопровождения всех поданных документов от стадии подачи до получения разрешения, упрощенное предоставление инвесторам земельных участков, введение института негосударственной экспертизы, подключение к энергосетям.
Часть подзаконных актов, например, касающихся подключения к сетям естественных монополий, уже приняты. Сетевые компании обязаны использовать типовые договоры, которыми устанавливаются четкие требования при подключении предприятий. Упрощены процедуры и снижена стоимость подключения. Отменена обязательная техническая инвентаризация (БТИ) объектов капитального строительства. Только это нововведение приведет к сокращению срока согласования документов на 90 дней. В ближайшее время в правительство будет внесен законопроект, по которому для получения разрешений на строительство будут приниматься заключения негосударственной экспертизы. Это даст толчок развитию фактически отсутствующего сейчас рынка экспертизы, а развитие конкуренции будет способствовать снижению цен. Срок экспертизы будет сокращен с 90 до 60 дней.
Еще одна проблема, на которую обратили внимание эксперты банка - сложность прохождения таможенных процедур, большое количество документов, необходимых для оформления экспорта и импорта. Здесь возможен прогресс?
Надеемся, он будет возможен благодаря Таможенному кодексу таможенного союза и принятому Госдумой и одобренному Советом Федерации закону о таможенном регулировании.
В соответствии с законом количество предоставляемых документов при экспорте ряда товаров будет сокращено с 14 до 7. Сроки таможенного оформления товаров, по которым не применяются вывозные таможенные пошлины, уменьшатся с 2 дней до 4 часов. Также упрощен режим ввоза товаров для научных исследований, максимально сокращен перечень отсылок на подзаконные и ведомственные акты. Предусмотрен переход к системе электронного декларирования, которая исключает необходимость подачи документов в бумажном виде. Кроме того будет повышен статус документов, регламентирующих деятельность таможенных служб - раньше они являлись ведомственными актами, теперь это должны быть правительственные постановления или законы. Это значит, что сама процедура принятия таких документов станет более прозрачной, предприниматели смогут заранее ознакомиться с их содержанием.
Им не придется узнавать о новых правилах в момент прохождения таможенного контроля, как часто бывало раньше.
Какие новации ожидаются в налоговой сфере?
Сейчас налоговая нагрузка на бизнес составляет примерно 30% ВВП. Это вполне конкурентный по сравнению с другими странами уровень. Важно не допустить роста налоговой нагрузки. В этой части уже приняты поправки, установившие пониженные ставки страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков - IT-компаний и инновационных компаний. Готовятся поправки, освобождающие от налогообложения прибыль компаний, оказывающих услуги в области здравоохранения и образования.
Отдельное направление - упрощение процедур налогового администрирования, что зачастую для бизнеса даже более важно. Минэкономразвития России вместе с Федеральной налоговой службой подготовило специальный план мероприятий в этой сфере. Главным образом они направлены на то, чтобы сократить число платежных документов для уплаты налогов гражданами (с трех до одного), увеличить объем документов и перечень услуг, которые могут быть предоставлены налогоплательщику - юридическому и физическому лицу - с использованием каналов электронной связи. Уже сейчас граждане могут воспользоваться функцией "личный кабинет", открытой на сайте ФНС. Пока эта услуга предполагает только получение сведений о наличии или отсутствии задолженностей по налогам и их размер. Следующим этапом будет предоставление возможности не только физическим, но и юридическим лицам провести с налоговиками в онлайн-режиме сверку платежей. ФНС расширяет формат работы в электронном виде не только с гражданами и компаниями, но и с другими госорганами. Если будет налажен электронный документооборот между ведомствами, у компаний отпадет необходимость предоставления многих документов в бумажном виде. Предусмотрен ряд изменений, которые на первый взгляд являются сугубо техническими, но на деле также важны для бизнеса. В частности, из минфина в ФНС переданы полномочия по утверждению форм налоговых деклараций. Раньше из-за проволочек с их утверждением бизнес получал формы лишь к концу декларационной кампании, в том числе и по этой причине в последние дни в налоговых инспекциях возникали очереди. Надеемся, что с перераспределением функций таких проблем не будет.
Обсуждаются разные идеи стимулирования инвестиционной активности в регионах. Минфин намерен предложить создание специального "поощрительного" фонда для лучших субъектов. Вы на форуме в Сочи говорили о том, что инвестиционная активность должна учитываться при распределении трансфертов. Как реально могут работать эти механизмы?
Существует концепция, которую мы обсуждаем с минфином и регионами. Главная идея которой заключается в том, что именно регион является центральным звеном в вопросе создания комфортных условий бизнеса. И мы хотим стимулировать конкуренцию регионов за инвестора.
А распределение трансфертов будет увязано с действиями региональных властей по улучшению бизнесклимата в регионе. Однако тут есть опасность, что на наибольший объем средств будут претендовать регионы, которые уже достигли лучших показателей, и тем самым мы еще больше искусственно увеличим разрыв между субъектами. Кроме того, не всегда "отстающие" территории испытывают сложности из-за бездействия региональных властей. Это может быть связано с невыгодным географическим положением сложившейся еще в советское время структурой экономики. Чтобы избежать таких перекосов, оценка деятельности должна базироваться не только на достигнутых результатах, но и учитывать их динамику. Ключевыми показателями могут стать количество созданных новых рабочих мест и объем привлеченных инвестиций на душу населения.
На данный момент подготовлена модельная программа улучшения климата в регионах, которая может стать базой для разработки подобных программ. Сейчас мы совместно с бизнес-объединениями разрабатываем методику для составления рейтинга инвестиционного климата в регионах. С его помощью можно будет отслеживать динамику улучшения условий ведения бизнеса в субъектах. Методика будет готова в этом году, в следующем появится первый рейтинг.
Беляков Сергей Юрьевич родился 26 июня 1973 года в Москве.
В 1998 г. окончил Академию Федеральной службы безопасности Российской Федерации по специальности "Юриспруденция".
В 1993-1999 гг. - слушатель Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
С 2001 по 2002 гг. - советник Генеральной дирекции Международного фонда экономических и социальных реформ "Реформа".
В 2002-2008 гг. - главный специалист Департамента внешних связей ООО "Компания "Базовый Элемент", советник заместителя Генерального директора ООО "Компания "Базовый элемент", советник Управления по взаимодействию с государственными и общественными организациями.
В 2005-2008 гг. - помощник президента РСПП, заместитель директора Департамента (по совместительству).
В 2008-2009 гг. - советник Министра экономического развития Российской Федерации.
С июля 2009 г. - директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации.
Женат, имеет двоих детей.
По данным минэкономразвития, в ближайшие пять лет государство рассчитывает продать акции многих крупных компаний, занимающих лидирующее положение в отраслях российской экономики:
Банк ВТБ (85,5%)
в 2010 году 10% акций,
в 2011 еще 10%,
в 2012 15,5% минус 1 акция;
Совкомфлот (100%)
в 2011 году 25% акций,
в 2012-2013 годах 25% минус 1 акция с возможностью уменьшения в 2014-2015 годах доли РФ ниже контрольного пакета;
Объединенная зерновая компания
до 2012 года 100% акций;
Русгидро (57,97%)
в 2011-2013 годах 7,97% минус 1 акция;
ФСК ЕЭС (79,11%)
в 2011-2013 годах 4,11% минус 1 акция;
Сбербанк России
(57, 58% - Банк России)
в 2011-2013 годах 7,58% минус 1 акция, находящихся в собственности Банка России;
НК Роснефть
(75,1% - Роснефтегаз)
в период до 2015 года 25% минус 1 акция;
Росагролизинг (99,9%)
в 2013-2015 годах с сохранением в собственности РФ контрольного пакета акций (50% плюс 1 акция);
Россельхозбанк (100%)
до 2015 года 25% акций;
РЖД (100%)
до 2013 года 25% минус 1 акция