17.12.2010 00:40
    Поделиться

    Виктор Масляков: В каждом регионе должна быть своя программа развития лесного комплекса

    Глава Рослесхоза считает, что в каждом регионе должна быть своя программа развития отрасли

    Летние лесные пожары наглядно показали - система управления отраслью нуждается в кардинальных изменениях. Проблемы и перспективы ее развития обсуждали на международном лесном форуме "Лес и человек", который прошел в Вологде.

    Проблемы лесного хозяйства копились годами - очень остро стоят вопросы строительства лесных дорог, восстановления лесов после порубок, дефицита высокосортных пород древесины. Первые важные шаги уже сделаны - увеличено федеральное финансирование лесного комплекса, укрепляется материальная база пожарной охраны.

    Форум "Лес и человек" и выставка-ярмарка "Российский лес" за последние пятнадцать лет стали одними из самых статусных мероприятий, которые собирают ведущих лесопромышленников и лесохозяйственников страны. Выступая на форуме, новый руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков подчеркнул, что ведомство сейчас активно изучает опыт регионов, которые смогли в условиях действия нового Лесного кодекса выстроить эффективную систему управления отраслью.

    Вологодская область - один из таких регионов. Модернизация лесного хозяйства здесь началась задолго до вступления в силу нового законодательства. Когда работа стартовала, на территории всей области контроль за лесами обеспечивали всего пять сотрудников Росприроднадзора. Сегодня за местными лесами следят более 450 инспекторов департамента лесного комплекса. В отличие от многих других регионов Вологодчине удалось сохранить авиалесоохрану и накопленный этой структурой уникальный опыт тушения пожаров. Созданная система управления лесами позволила Вологодской области пережить жаркое лето 2010 года с минимальными потерями: затраты на тушение возгораний не превысили 20 миллионов рублей. О том, что огонь может перекинуться на жилые дома, даже речи не шло.

    Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев уже несколько лет назад взял ситуацию в лесной отрасли региона под личный контроль.

    - Четвертый год наша область работает в условиях нового Лесного кодекса, который предусматривает передачу части государственных полномочий субъектам Федерации, - рассказывает глава региона. - Соглашение с Рослесхозом, которое мы подписали на этом форуме "Лес и человек", подтверждает, что свои обязательства мы будем выполнять добросовестно, а Рослесхоз продолжит финансирование, - уверен Позгалев.

    По его словам, одна из приоритетных задач - восстановление ценных пород деревьев. Для этого в регионе запускают первую лесосеменную станцию. Вторую поможет организовать Рослесхоз.

    - Благодаря нашему сотрудничеству есть уверенность в том, что мы сможем вести лесное хозяйство в соответствии с современными требованиями. К сожалению, долгое время российский лес был заброшен, но нам удалось добиться внимания к нему, - заявил Вячеслав Позгалев.

    Об остром дефиците высокосортной древесины сегодня говорят и ученые.

    - Иностранный капитал сегодня идет в проекты лесопиления, которые обеспечивают быструю отдачу и требуют стратегического сырья, которого у нас самих недостаточно, - рассказывает академик Российской академии сельскохозяйственных наук Николай Моисеев.

    По его данным, в 1930-х годах в Вологодской области удельный вес хвойных пород составлял 90 процентов, а сейчас - около 50 процентов. При этом лиственных пород стало в пять раз больше.

    - То же самое в Архангельской области. В Карелии по всей республике ищут пиловочник. Идет истощение лесов, - посетовал Моисеев.

    По мнению академика, в России четкая система лесного хозяйства в масштабах всей страны так и не создана - финансовые потоки непрозрачны, часть затрат возложена на арендаторов лесов, которые заявляют, что у них просто нет денег на выполнение всех необходимых работ по восстановлению лесов.

    - Высаживать хвойные породы и не проводить при этом регулярной расчистки от лиственных пород бессмысленно. По аналогии с дорожным фондом, необходимо вернуть фонд лесовосстановления, - уверен Николай Моисеев.

    Проблемы с финансированием лесного хозяйства сегодня начинают решаться. Если в 2010 году лесной комплекс получил около 20 миллиардов рублей бюджетных ассигнований, то в 2011 году на эти цели выделены уже 33 миллиарда. В том числе в течение пяти лет будет выделяться по 5 миллиардов рублей на развитие сети пожарно-химических станций. Ежегодно планируется вводить по 150 таких станций.

    Рост продаж специализированной пожарной техники уже зафиксировали ее производители.

    - После летних пожаров спрос вырос. Сейчас в месяц мы продаем по 10-15 машин, их берут со всех концов России. Несколько единиц в этом году поставили и в Вологодскую область, - рассказывает представитель дилера завода-изготовителя лесных пожарных тракторов Виктор Тощаков.

    Одновременно с этим ведется разработка программы строительства лесных дорог. В Вологодской области в течение этого года введено 90 километров таких дорог, причем регион финансово помогает арендаторам, оплачивая больше половины затрат на строительство.

    Глава Рослесхоза Виктор Масляков считает такой подход правильным.

    - В каждом регионе должна быть своя программа развития лесного комплекса. Мы будем строго следить за выполнением таких программ, будет введена система плановых показателей. Раз в два года мы будем проверять каждый субъект Федерации, и по каждой проблеме, которую мы выявим, будет проводиться отдельное разбирательство. Этап рекомендательных писем закончен, - заявил он. - Ответственность за состояние лесов сегодня возложена напрямую на губернаторов, и очень многое зависит от их политической воли. К сожалению, в отдельных регионах их главы не включены в процесс управления лесами, не вникают в него лично. Вологодская область в этом отношении - положительный пример. Мы знаем, что каждый рубль, вложенный в вологодских лесопромышленников, лесохозяйственников, дает серьезный экономический эффект, - подчеркнул Масляков.

    Несмотря на все позитивные тенденции, начальник департамента лесного комплекса правительства Вологодской области Виктор Грачев больше расположен говорить о проблемах. Одна из них - лесное планирование.

    - Об этом много говорят, но для лесного планирования нет объективных данных, - сетует Грачев. - Выполнение лесоустроительных работ прекратилось в 2007 году, в некоторых лесничествах такие работы не проводились по пятнадцать лет. Какое может быть планирование на основании устаревших данных? Необходимо немедленно на федеральном уровне определить статус лесоустройства, - уверен он.

    Также, по мнению эксперта, необходимо провести унификацию органов управления на региональном уровне.

    - Сегодня лесом занимаются самые разные ведомства, чьи полномочия запутаны. Необходимо провести анализ и оценку эффективности всех региональных структур управления лесами, отобрать наиболее оптимальную, утвердить модель типовой структуры, предусмотрев возможность ее последующей конкретизации применительно к каждому региону, - подчеркивает начальник департамента лесного комплекса правительства Вологодской области.

    Еще один острый вопрос - учет лесных участков, которые ранее принадлежали сельхозпредприятиям. В государственный земельный кадастр такие леса попали в статусе земель сельхозназначения со всеми соответствующими ограничениями. В то же время в государственном лесном реестре "сельские леса" значатся именно как леса. Решить этот вопрос можно было бы путем сведения двух баз данных и приведения земельного кадастра в соответствие с лесным реестром. Но здесь требуется наладить плотное взаимодействие двух ведомств - Федеральной регистрационной службы и Рослесхоза.

    Президент Союза лесопромышленников Костромской области Андрей Смирнов жалуется на инфраструктурные барьеры со стороны естественных монополий.

    - На железнодорожном транспорте очень высокий провозной тариф для лесных грузов, - обозначает проблему лесопромышленник. - Он в среднем в полтора раза выше, чем для перевозки, например, угля.

    Председатель центрального комитета профсоюза работников лесной отрасли РФ Олег Гуторенко также сравнивает добычу угля и лесную промышленность, но уже в социальном аспекте.

    - Лесопромышленный комплекс - это добывающая отрасль, но зарплаты у нас сильно отличаются от средних зарплат в этой отрасли, - объясняет профсоюзный работник. - В нефтяном секторе платят в среднем 50 тысяч рублей, энергетики получают по 30 тысяч, а в лесном комплексе средняя зарплата 10 тысяч рублей. При этом остается высоким уровень производственного травматизма, в том числе немало случаев с летальным исходом. Часто отсутствуют как таковые специалисты по охране труда. Ситуация осложняется тем, что многие лесные предприятия - градообразующие, и все проблемы лесного комплекса затрагивают не только его работников, но и целые семьи, поселки и города, где лес - единственный источник заработка.

    Международный форум "Лес и человек", прошедший в Вологде, - попытка обозначить проблемы лесного комплекса и решить хотя бы часть из них. Участники форума приняли решение обратиться в Госдуму со следующими инициативами.

    Во-первых, лесохозяйственники просят предоставить субъектам право продавать населению не вывезенную лесопользователями в срок или самовольно срубленную древесину. Это позволит избавиться от захламления леса и в то же время поможет сельчанам, которым зачастую не хватает дров на растопку печей. Во-вторых, ответственные за лес служащие просят придать правовой статус лесоустроительным работам, определить их состав и источники финансирования. В-третьих, наболевший вопрос: создание полноценного института лесной охраны, могущего пресекать незаконные рубки и другие нарушения в лесу.

    Как заверил в ходе форума в Вологде глава Рослесхоза Виктор Масляков, в 2011 году его ведомство организует мониторинг реализации субъектами РФ переданных им полномочий в сфере лесного хозяйства. В конце года соответствующий доклад будет передан в правительство России. Федеральные чиновники поддерживают инициативу унификации системы управления лесным комплексом. Рослесхоз уже подготовил предложения по созданию такой системы, в том числе проведены расчеты по нормативам численности сотрудников. Предполагается, что управленческие органы будут финансироваться за счет субвенций из федерального бюджета. Отдельно стоит вопрос о ведении государственного лесного реестра, на информацию из которого будут опираться те или иные решения.

    - В 2011 году, который решением ООН объявлен Международным годом лесов, мы планируем широко осветить роль и значения лесов для человека, будем работать над повышением престижности лесных специальностей, развитием системы устойчивого управления лесами, - пообещал Масляков.

    Поделиться