17.12.2010 00:09
    Поделиться

    Французский оркестр открыл "Русскую зиму"

    Самый крупный фестиваль Московской филармонии "Русская зима" начался в этом году "по-французски". В Концертном зале Чайковского выступили пианистка Элен Гримо и Филармонический оркестр радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга. В первой программе прозвучали четыре сочинения Мориса Равеля.

    Выступление одного из крупнейших оркестров Франции, приезжавшего уже в 2006 году в Москву со своим нынешним руководителем Мюнг-Вун Чунгом на Фестиваль симфонических оркестров мира, стало не только увертюрой к "Русской зиме", но и красивым финалом музыкального французско-русского сезона. Открывался он в январе в парижском зале Playel (резиденции Филармонического оркестра радио Франции) циклом всех симфоний Чайковского в исполнении Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Теперь из Playel французский оркестр переместился, в свою очередь, в московский Зал Чайковского, где исполняет две программы французской музыки - от Равеля до современных Дютийе и Дюсапена.

    Первый вечер цикла открыло знаковое сочинение Равеля "Гробница Куперена" - своего рода, эпитафия, изящный венок французскому композитору эпохи Людовиков, а, точнее - самой французской музыке XVIII века. И в шести частях сюиты (Прелюдии и Фуге, Форлане, Ригодоне, Менуэте и Токкате) оркестр камерным составом разыграл эту старинную картинку - с тонкими линиями полифонии и мерным движением "маятника", с воздушными кружениями скрипок и красивыми соло флейт и гобоев. Оркестр сразу же очертил свои достоинства: ясный звук, рафинированная динамика, переливающаяся "игра" тембрами, собранная энергия.

    Эти качества особенно удачно соединились с деликатной пианистической манерой Элен Гримо, исполнявшей Первый концерт для фортепиано с оркестром. В ее интерпретации были слышны и реминисценции "Петрушки" Стравинского, и блюзовые интонации, и импрессионистические краски. Гримо представила образец той одухотворенной и уже довольно редкой в контексте прогрессирующей виртуозности исполнительской манеры, где на первом плане всегда остается осмысленный внутренний монолог и глубина звука.

    Кульминацией же оркестровой "равелианы" стало исполнение двух сюит из балета "Дафнис и Хлоя", развернувшееся в звуковое полотно, близкое по звучанию "Послеполуденному отдыху фавна" - с тем же ощущением неги, томно-страстного томления, с той же знойной атмосферой эклоги, шумом воды и легкого дуновения ветра. Поразительно, как оркестровый звук трансформировался в это "дуновение", пробегавшее по всем группам инструментов, а в финале - собирался в вихрь вальса, захлестывающий в тутти весь оркестр. И если можно себе представить некую символическую квинтэссенцию французской музыки, то она была представлена в этом сочинении.

    Сегодня французские музыканты сыграют программу в Петербурге, а "Русскую зиму" в Московской филармонии продолжат знаменитые музыканты: Борис Березовский и Юрий Симонов (18 декабря), французы Рено и Готье Капюсоны с Юрием Башметом (20), Николай Луганский и Вадим Репин (25), Денис Мацуев (27). "Зима" в филармонии продлится до 8 января.

    Поделиться