Новости

20.12.2010 00:10
Рубрика: Культура

Подцензурное сходство

В гротескной скульптуре некоторые кубанские чиновники узнали себя

Со скандала началась южная региональная выставка, организованная в Сочи Российской академией художеств и Союзом художников России: выставочная комиссия запретила краснодарскому скульптору Александру Аполлонову размещать сатирическую скульптуру "Чиновница" ("Мутант").

Автору сказали, что в ней усмотрели сходство с несколькими высокопоставленными дамами сразу. Так это или не так, зрители оценить не смогли: работу поспешно спрятали под замок. Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Аполлонов, кстати, сам член отборочной комиссии, активно возражал, но коллеги были непреклонны: не выставлять, и точка!

- Я понимаю, почему это происходит, - рассказал Аполлонов корреспонденту "РГ". - Кто-то увидел в моей работе едва ли не портретное сходство сразу с несколькими местными чиновницами! А ведь это вымышленный, гротескный образ.

Тем не менее, обсуждать этот инцидент желающих оказалось мало. Однако руководство Сочинского художественного музея, где все это произошло, согласилось кое-что пояснить.

- Сразу скажу - мы не касались формирования экспозиции, все решения принимали сами академики, - говорит директор музея Петр Хрисанов. - Насколько я знаю, была снята не одна работа. Понятно, что художники в таких случаях очень обижаются, даже говорят, что их преследуют.

Выходит, что члены комиссии своими руками "в порядке самоцензуры" или по каким-то другим соображением решили убрать работу Аполлонова. Можно было бы этому поверить, если бы не сопутствующие обстоятельства. В Краснодарском крае скульптор известен как человек "неудобный": он не раз конфликтовал и судился с администрацией региона. Это при том, что Аполлонов создал и восстановил на Кубани многие знаковые скульптуры: памятник Екатерине II, мемориалы кубанским казакам, бюст Георгия Жукова, памятник "Морская слава России".

Самый громкий скандал был связан с памятниками казаку-первопроходцу и императрице Екатерине Великой - коллектив под руководством Аполлонова параллельно трудился над двумя проектами. Уничтоженный в советское время 14-метровый памятник императрице представлял собой композицию из бронзовых фигур самой Екатерины II и исторических персонажей, связанных с прошлым кубанского казачества. Семь лет назад Александр с энтузиазмом взялся за работу, о которой мечтал с юности. Проект близился к завершению, но тут власти решили урезать финансирование. Скандал докатился до Москвы - Российская академия художеств провела экспертизу сметы расходов на воссоздание памятника, подтвердив правоту руководителя творческой группы. Однако кубанские чиновники уже потратили выделенные деньги на другие цели, поэтому предложили Аполлонову "устранить недоделки за свой счет". Памятник открыли, однако творца предали анафеме, забывая даже упомянуть о его авторстве.

В общем, конфликты с чиновниками для художника чуть ли не обыденность. В том числе и с "властными дамами", которых особенно много в культуре и образовании. Поэтому нет ничего странного, что скульптор решил создать именно образ хамовитой чиновницы в виде хавроньи: навеяло.