Эксперты спрогнозировали, что будет с российской экономикой в 2030 году

Россия "не заметит" очередной экономический "десятилетний" кризис, который придется на 2018-2020 год, при условии, если уже со следующего года начнет осуществлять модернизацию экономики. Об этом заявил журналистам директор по макроэкономическим исследованиям ГУ - Высшая школа экономики Сергей Алексашенко, представляя долгосрочный прогноз развития экономики страны до 2030 года.

В исследовании под эпатажным названием "Как сделать прыжок тигра" эксперт рассматривает два возможных сценария развития страны на далекую перспективу. Инерционный, который предполагает 20-летний "бег на месте", с сохранением всех нынешних правил игры, растущей бюрократической рентой на бизнес, усилением оттока капитала и соответствующими результатами - темпы роста определяются исключительно стоимостью сырьевого экспорта.

"Ничего хорошего нет, но и катастрофы не проглядывается", - сказал Алексашенко. Правда, в случае отсутствия устойчивого роста цен на нефть на 15-20 процентов в год - а выше нефть просто не вырастет - рассчитывать на рост ВВП более 2 процентов в год не придется. Проблемы же будут нарастать. Причем вместе с инфляцией и нестабильным курсом рубля.

Второй сценарий, тот самый "прыжковый". При нем темпы роста в ближайшие пять - семь лет могут оказаться тоже не очень высокими, 2 процента в год. Зато ими можно пожертвовать ради последующих благ в виде сокращения бюджетного дефицита, притока прямых иностранных инвестиций и роста несырьевого экспорта с сегодняшних 10-15 процентов до 25 процентов ежегодно, создания новых несырьевых секторов, оживления частных инициатив. А в целом - ради стабильного роста ВВП и замедления инфляции с нынешних 8 процентов до 2-3 процентов в год.

Алексашенко вместе Петроневичем привели и "пищу", которую придется скормить тигру при переходе к качественным структурным переменам. В частности, реформы "для прыжка" предусматривают развитие сильных институтов вместо методов ручного управления, открытие экономики и последовательный рост конкуренции. При этом реальные зарплаты в стране должны будут расти не быстрее роста производительности труда. Словом, всё не так, как сейчас. "В итоге в 2030 году объем прямых инвестиций из-за рубежа и инвестиционного импорта в сценарии "прыжок тигра" будет выше в два раза по сравнению со сценарием "бег на месте", - высчитали аналитики.

Приоритетами бюджетных расходов в данном сценарии должны стать инфраструктурные инженерные проекты, программы развития человеческого капитала (образование, здравоохранение).

Пока же, отмечают эксперты, бюджетные ресурсы концентрируются на обороне, пенсионных расходах и имиджевых проектах за счет секвестрирования расходов на развитие, и нарастающего дефицита бюджета. Впрочем, что касается последнего, то, по расчетам Алексашенко, в случае модернизационного прыжка Россия может вполне комфортно жить с дефицитом до 2025 года, когда он станет нулевым. А вот срок, установленный властями для выхода на "нулевой" дефицит в 2015 году, по мнению аналитиков, невозможен без последствий для нынешней структуры бюджетных обязательств - социалки, приоритетных проектов.

Впрочем, есть и "щадящий" вариант решения пенсионной проблемы - предложение рабочей силы должно увеличиваться за счет стимулирования миграции. Также сократится количество пенсионеров с досрочным выходом на пенсию.

"Необходимо будет снизить и инфляцию до почти европейского уровня. Высокая инфляция препятствует "длинному" планированию, которое необходимо для прямых инвестиций и качественных перемен в экономике", - добавил коллега Алексашенко, старший научный сотрудник ГУ- ВШЭ Максим Петроневич. Впрочем, для снижения инфляции, добавил он, рост тарифов естественных монополий не должен быть выше 4-5% в год.

"Чтобы так прыгнуть, надо размяться, накачать мышцы, поэтому 5-7 лет уйдут на тренировку, а с 2020 года экономика начнет расти гораздо быстрее", - пояснил Алексашенко. По его мнению, в среднесрочной перспективе гнаться за темпами экономического роста без реформ бессмысленно. Это только приведет к новому перегреву.

Чтобы оценить устойчивость экономики будущего, эксперты ГУ - ВШЭ, как сообщил Сергей Алексашенко, проделали стресс- тест и "спроектировали" в 2028-2030 году жуткий экономический кризис с понижением цен на нефть до 65 долларов за баррель, уполовиниванием прямых инвестиций и стагнацией мировой торговли. Получилось, что если продолжится "бег на месте", то при таком стрессовом раскладе возможны отрицательные темпа роста ВВП и 50-процентная девальвация рубля. А вот "прыжковый" сценарий развития позволит при всех катаклизмах не снижать темпы роста ниже 3 процентов ВВП, а рубль при этом практически полностью устоит.