В России взялись за развитие аэропортовых грузовых комплексов. Первым станет хаб в столичном аэропорту Шереметьево, который создадут в рамках частно-государственного партнерства.
Вчера Росавиация, Федеральная таможенная служба и представители бизнеса подписали меморандум о подготовке и реализации инвестиционного проекта по созданию там грузового комплекса.
Из федерального бюджета привлекут только 2 миллиарда рублей на строительство перрона в аэропорту Шереметьево, уточнил руководитель Росавиации Александр Нерадько. Основная финансовая нагрузка ляжет на бизнес.
Президент одной из крупнейших частных инвестиционных компаний России Владимир Потанин отметил, что их вложения составят примерно 50 миллионов долларов. Он пообещал, что к осени следующего года терминал заработает по временной схеме, а к концу 2011 года построят первую очередь терминала. Всего же терминал к 2017 году сможет обслуживать 250 тысяч тонн грузов в год при ежедневной пиковой нагрузке 1 тысяча тонн.
Сначала возведут трансфертный склад, который стоит не очень дорого, всего 100 миллионов рублей. А потом возьмутся за строительство современного комплекса, оснащенного новейшей аппаратурой для таможенного контроля, стоимостью в 11 миллионов долларов и еще одного склада. Причем Федеральная таможенная служба не вложит в него ни копейки. По словам главы службы Андрея Бельянинова, для таможенников будет использована очень выгодная схема, по которой они просто получат оборудование во временное пользование.
С аэропортом, главным акционером которого является государство, инвесткомпания уже заключила договор аренды на 49 лет. Срок окупаемости вложений будет лет 10-15 меньше. Причем инвестора не пугает передача в управление Шереметьево частной компании. Бизнес стремится к эффективности в ведении дел, и поэтому мы договоримся между собой, сказал Батехин.
По его словам, проект очень перспективен и для государства. Создание сети современных транспортно-логистических узлов является ключевым элементом модернизации всей транспортной инфраструктуры страны. Товарообмен со странами Азии сегодня составляет 70 процентов от всего мирового объема грузовых авиаперевозок, и Россия не может себе позволить оставаться в стороне от этого потока.
Пока же огромный транспортный потенциал нашей страны не используется, грузы летят над нашей территорией, подтвердил Александр Нерадько. Авиаэксперты поясняют, что международный рынок перевозок обширен. Кроме Европы и Азии, есть еще и Америка. В России пока нет специализированных трансфертных хабов, где груз обрабатывается, в том числе и таможней, потом перегружается на другой рейс, не выходя с территории аэропорта. Таким планируется сделать и хаб в Шереметьево. Ведь в Домодедово и Внуково уже есть грузовые терминалы, которые работают именно на Московский регион. Но отечественные авиакомпании нуждаются и в грузовых терминалах во Владивостоке, Хабаровске, Екатеринбурге, а не только в Москве, Красноярске и Санкт-Петербурге. Тогда можно будет оптимизировать маршруты при перевозке грузов не только в Азию, но и в Америку. Вполне возможно, это снизит и стоимость услуги по перевозке и на ряде направлений сделает отправку груза по воздуху более выгодной, чем по автодороге.
Конкуренцию на рынке грузовых перевозок могут составить и иностранные компании. Уже крупный немецкий перевозчик добивается права осуществлять коммерческую деятельность в красноярском аэропорту, а не только садиться для дозаправки.
Тем более что в Красноярске уже есть грузовой терминал-склад. Инвесторы готовы его развивать и даже направили письмо главе региона Льву Кузнецову с предложениями по сотрудничеству в аэропорту Емельяново. Есть планы проработать вопрос по развитию грузового терминала в Пулково с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко.