Александр Лаца
С тех пор, как я живу в России, в разговорах с моими российскими друзьями мне нередко доводилось обсуждать вопрос уровня жизни и бедности.
Разумеется, эта проблема очень важна: все хотят жить хорошо, и желательно лучше, чем раньше. В 2009 году средняя зарплата россиянина составляла 500 евро в месяц в среднем по России и 1000 евро - по Москве. Эти цифры вызывают легкое смятение у тех, кому знакома стоимость жизни в стране.
Не стоит забывать и о российских ценах на недвижимость (настоящее национальное бедствие), которые значительно выше, чем во Франции! Тем не менее с другими экономическими показателями в России дела обстоят гораздо лучше.
Возьмем хотя бы бедность. С 2000 по 2009 год доля людей, живущих за чертой бедности, сократилась с 29 процентов до 15 процентов населения. Во Франции же уровень бедности, который составлял 6,2 процента в 2001 году накануне перехода на евро, сегодня достигает 13,7 процента. Еще один показатель - это безработица. В России в настоящий момент она не превышает 7 процентов экономически активного населения, тогда как во Франции равняется 12 процентам.
Наконец, можно ли вообще объективно сравнивать уровни жизни? Ведь вполне возможно, что 500 евро в Омске имеют ту же покупательную способность, что и 1500 евро в Бордо. Другой пример, будете ли вы в Париже богаче, чем в Москве, имея в кармане, скажем, 1000 евро? Разумеется, нет.
В субботу вечером я отправился в расположенный неподалеку от дома ресторан. Завсегдатаи танцевали под звуки русского рока 1970-х годов, независимо от возраста и социального положения. У людей был достаточно счастливый и беззаботный вид, и я пришел к выводу, что это общее чувство безопасности и уверенности и можно считать основным показателем реального уровня жизни.
Из статьи "Россияне живут лучше всех в Европе?"
Валери Лебук
Русские - любители кричащей роскоши? Профессиональные декораторы прошедшего в Москве салона "Искусство жить по-французски" рисуют более точный портрет обеспеченного слоя потребителей, имеющих доступ к маркам класса люкс и премиум.
"Эта страна безгранична. Вкус жителя Санкт-Петербурга, склонного к минимализму и холодным тонам, контрастирует со вкусом москвича или ростовчанина, не чурающихся пышности в восточном стиле", - констатирует живущая в Москве уже около 15 лет француженка Мюриель Руссо, основательница креативного агентства Lieu Commun.
Архитектор-декоратор Паскаль Граво обслуживает обеспеченных российских клиентов в России и на Лазурном Берегу во Франции. Он говорит о тенденции: "Любовь к цвету, например, красному, - в русском языке слова "красный" и "красивый" имеют общее происхождение, любовь к золоту - синониму тепла и радости в стране, в которой не хватает света".
Фотограф Леонид Есипович объясняет, что, как индийские и китайские собратья, богатые россияне более склонны к дизайнерским новинкам, нежели к великим стилям XVIII века, с которыми ассоциируется французское декоративное искусство: "Глобализация выражается в том, что очень быстро разбогатели те, кто является поклонниками новых технологий и по роду работы много путешествует. Частое пребывание в больших сетевых отелях сформировало их вкусы и любовь к современности".
Из статьи "Русские любят отделку побогаче"
(www.inosmi.ru)