Россия вступает в десятилетие большого спорта и больших спортивных трат, поскольку не только станет участницей самых крупных и престижных соревнований планеты, но и их хозяйкой. Первенство мира по футболу в 2018 году, Олимпиада в Сочи в 2014-м, гонки "Формулы-1" (там же, в Сочи) и Универсиада в Казани в 2013 году. Считается, что вложения в период подготовки к спортивным ристалищам самого высокого ранга не пропадут, по окончании олимпиад и мировых первенств они будут служить развитию местной экономики и местного спорта. Но это - вопрос будущего. А вот сколько все это будет стоить, каковы окажутся грядущие расходы, прикинуть можно уже сейчас.
Первоначально озвученная цифра российской заявки относительно чемпионата мира по футболу-2018 - 640 млн долларов США - может вызвать только улыбку. Тем более что уже и Владимир Путин назвал совершенно другую сумму - 10 млрд долларов США. Но и она далеко не окончательная, в этом можно не сомневаться.
С чего начнем подсчет? Конечно, со стадионов, хотя это и не самая затратная статья расходов. Смета строительства спортивных арен оценивается, согласно российской заявке, на проведение мирового первенства мира по футболу, в 3,8 млрд долларов США. Эта цифра, как и все другие, минимально необходимая, учитывая высокую стоимость строительства всего и вся в Российской Федерации.
В нашей заявке указано 16 стадионов. Какие-то из них уже есть (например, БСА "Лужники" - ее необходимо только реконструировать), какие-то еще только надо строить (стадионы в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Саранске, Краснодаре, Ростове-на-Дону).
Все это будут большие стадионы вместимостью около 45000 зрителей. И в Саранске, городе с населением около 300 тыс. человек, тоже будет такой стадион.
Вот только можно не сомневаться, что после проведения первенства мира по футболу многие стадионы превратятся в мало используемые сооружения. Возьмем опять-таки тот же Саранск. Там есть сегодня стадион "Старт" вместимостью 5300 зрителей. Заполняется он, кстати, далеко не полностью, когда играет местная команда "Мордовия".
Теперь, после 2018 года, у "Мордовии" будет стадион вместимостью 45000 зрителей, что, замечу, больше, чем соответствующая характеристика у лондонского стадиона "Стэмфорд Бридж", на котором играет знаменитейшая лондонская "Челси".
Вот теперь у нас в 16 городах стадионы будут покруче, чем у "Челси". Ох, боюсь, не хватит все-таки заявленных 3,8 млрд долларов США на стадионы.
Что касается в первую очередь стадионов, важно также учитывать: в конечном итоге за их строительство заплатят опять-таки налогоплательщики. Это к тому, что, когда говорят о привлечении спонсоров к строительству стадионов, в этом есть изрядная доля лукавства. Да, вам построят несколько арен наши крупнейшие компании, но взамен они попросят у государства определенных преференций, льгот по тарифам, пошлинам и т.п. И можно не сомневаться, что все эти преференции будут получены, потому что теперь 2018 год - это святое, это безусловный приоритет.
О дорогах. Согласно заявке, Россия обязалась к 2018 году построить 7711 км железных дорог. К примеру, теперь практически наверняка будет строиться отдельная магистраль для высокоскоростного сообщения по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Теперь-то уж точно не будут и слушать тех, кто сомневался в целесообразности этой стройки. Цена вопроса - немногим менее 30 млрд долларов США. А общую заявку по строительству транспортной инфраструктуры я бы оценил в 70 млрд долларов США.
Гостиницы, по уже имеющимся оценкам, потребуют около 11 млрд долларов США.
Плюс потребуются менее значительные траты, ну, типа болельщиков собрались бесплатно возить между городами, где будут проходить игры первенства, и пр. На это добавим еще 2 млрд долларов США.
Итого наша заявка потянет на 86,8 млрд долларов США, или почти 2,7 трлн рублей.
Для сравнения: запланированный дефицит федерального бюджета на 2011 год составляет 1,8 трлн рублей, в 2012 году - 1,7 трлн рублей, в 2013 году - 1,8 трлн рублей.
Очевидно, что финансовая нагрузка ляжет не на один финансовый год, но на 2012-2013 годы надо будет уже выделять значительный объем средств - миллиардов по 400-500 точно, если, конечно, мы и впрямь будем выполнять все заявленные намерения.
Замечу, объем таких ежегодных "футбольных" трат превысит объем планируемых в эти же годы расходов из федерального бюджета по строке "здравоохранение и физическая культура" (менее 400 млрд рублей).
Но до первенства мира по футболу-2018 в России, как известно, должно пройти еще несколько важных мероприятий: Универсиада в Казани в 2013 году, Олимпиада в Сочи в 2014-м, гонки "Формулы-1" (там же, в Сочи).
Самое затратное из них, понятное дело, сочинская Олимпиада. Здесь предлагаю учесть оценки Минрегиона России - около 1 трлн рублей (эти оценки представляются наиболее реалистичными). В долларах США это будет свыше 32 млрд. Значительную часть из этих средств уже израсходовали, но нам важна в данном случае общая оценка "спортивных затрат" в 2008-2018 годах.
Универсиада в Казани, судя по последним бюджетным изменениям по данному мероприятию, обойдется, думаю, не менее чем в 1,5 млрд долларов США. Буквально в декабре 2010 года правительство Российской Федерации приняло решение увеличить размер субсидии, предоставляемой в 2010 году бюджету Республики Татарстан с 9,9 млрд рублей до 14,9 млрд рублей. Однако все мы прекрасно понимаем, что только одним 2010 годом траты на Универсиаду не ограничиваются.
Осталась еще "Формула-1". Ну, тут копейки какие-то: пока планируется 200 млн долларов США.
Суммарно названные выше спортивные мероприятия потянут на 120,5 млрд долларов США, т.е. свыше 3,7 трлн рублей - огромнейшая сумма.
Нет никаких сомнений, что все построим, все проведем. Вопрос: какой ценой?
Инфраструктурные траты - замечательные траты. Однако это вовсе не означает, что мы при этом не должны считаться с реалиями: дефицитом бюджета, завышенными социальными обязательствами, хроническим дефицитом Пенсионного фонда и т.п.
Любое благо, как известно, при определенных условиях можно обратить во зло. Так и затраты на инфраструктуру. Если они производятся путем неимоверного напряжения экономики, ее обескровливания, усиления социальной напряженности, лишения бизнеса средств и стимулов к развитию, то такие траты не нужны.
Что ж, обязательства взяты. Через несколько лет (а может, и раньше) мы поймем, были ли эти опасения обоснованными.