Ровно шесть лет назад в театре "Около" случился пожар. Среди ночи вспыхнул и загорелся зрительный зал, потом огонь перекинулся на маленькую сцену, и за считаные часы сгорело все.
Директор театра "Около", так много лет уютно лепившегося среди старых московских дворов, напротив англиканской церкви, что в Вознесенском переулке, беспомощно смотрел на огонь и говорил по мобильному телефону режиссеру, дававшему в Португалии мастер-класс: "Юрий Николаевич! Наш театрик горит". Многократно увенчанный лаврами международных фестивалей, лауреат "Золотой маски" режиссер Юрий Погребничко с буддийской невозмутимостью через несколько лет поставит "Три сестры" Чехова, и с горькой усмешкой прозвучит реплика Федотика: "Погорел, как есть погорел!" Этот спектакль идет сегодня там же, где и все остальные спектакли театра, - в малом зале, названном по-итальянски "La Stalla" в честь каретного сарая Станиславского, находившегося именно здесь.
Следствие установило несомненный факт поджога. Но ни пристальное дознание, ни передача дела из районной прокуратуры в городскую найти поджигателя не помогли. Дело остановили.
Вы же понимаете - все было бы намного легче, не находись этот театрик и впрямь ОКОЛО Дома-музея Станиславского, в самом центре охранной зоны "Поварская - Тверская", где не то что новое здание построить - этажность нельзя менять и даже, говорят, конфигурацию оконных рам. И неважно, что за несколько лет до пожара рядом с театром, на месте исторической типографии газеты "Гудок", куда сам Бендер захаживал, не говоря уже о Булгакове и Олеше, расположился вполне респектабельный отель "Мариотт".
Через год после пожара тогдашние московские власти приняли решение восстановить театр за бюджетные деньги. Благодарный директор едва не пал мэру в ноги. Еще год понадобился, чтобы вышло постановление правительства Москвы о восстановлении театра. Кругом ведь - заповедник, охранная зона! Правда, дом справа от зальчика "La Stalla", где теперь работает весь театр, благодаря усилиям инвесторов из нее вывели. А у театра инвесторов нет, он на бюджете - вот и сидит в этой самой зоне по уши. И хотя сидит, кажется, ниже воды (по требованию пожарных сгруппировались и увеличили высоту прохода в гардероб, вкопавшись на полметра в землю), кого-то он все же явно раздражает.
Еще месяцы были потрачены на конкурс проекта, каждые полгода менялись правила согласования. А крупные компании все говорили: "У вас такой кусочек - в нем нет инвестиционной привлекательности, никто на нем не заработает".
И все же театр добился постановления и в 2007 году начал согласовывать проект. Но тут внезапно оказалось, что на задворках Дома-музея Станиславского, где-то около той самой конюшни, где теперь ютится театр, проходил Грибоедов. Так обнаружился "вновь выявленный объект культурного наследия", очередная "мертвая душа" нашей бурно ожившей исторической памяти.
А потом и вовсе начался кризис. В план "Культура Москвы 2008-2010 годы" театр не попал из-за "низкой степени готовности объекта". Огромные по масштабам работы, в том числе историко-архитектурное обследование района, стоившее театру 1,5 млн рублей, нужно было начинать заново. В постоянно менявшихся правилах игры путался не только театр, но и чиновники.
Но вот градоначальника сменили. На сегодняшний день театр вставлен в план проекта 2011 года. Но это реально мало что означает.
Погребничко идет с чашкой чая по лужам и снегу из сгоревшего театра, где уцелел его кабинет; идет через двор, по которому когда-то ходил Грибоедов, дух которого теперь мешает восстановить театр; идет туда, где в бывшей конюшне Станиславского расположилась сцена "La Stalla". Он мечтает о маленьком зале на 210 мест вместо предыдущих 70 с маленьким балкончиком мест на 40. А в каретном сарае "La Stalla" ему не хватает крохотной царской ложи, обитой бархатом.
У погорельцев своя гордость, свои маленькие причуды. Неужто их не позволят этому театру, ставшему вновь, несмотря на пожар, лауреатом "Золотой маски", взлелеянному публикой, избалованному критикой и международным признанием? Или его тихо сотрет в порошок ОХРАННАЯ ЗОНА московского исторического центра?