Железнодорожники еще не закончили переговоры с регионами по стоимости перевозки пассажиров в электричках, поэтому в РЖД вчера не стали называть точные тарифы и сроки, когда проезд в электричке подорожает в следующем году.
Но, судя по тому, что только на прошлой неделе вышел приказ Федеральной службы по тарифам об утверждении тарифов по использованию железнодорожной инфраструктуры пригородными компаниями, то вряд ли до конца года успеют точно рассчитать по всей России, сколько будет стоить проезд в электричке для конечного потребителя. Сейчас РЖД как раз рассчитывает возможные цены на проезд.
Но уже сейчас можно сказать, что на 8 процентов вырастет стоимость для перевозчиков по использованию железнодорожных путей и близлежащей инфраструктуры. К этому нужно будет прибавить другие затраты перевозчиков, в том числе на содержание вагонов, зарплату персонала. В ряде регионов в основном в Уральском и Дальневосточном округе уже рассчитаны тарифы, которые перевозчики предоставят субъектам Федерации. Они исчисляются не привычными для россиян зонами, а рублями и пассажиро-километрами. В целом по этим двум округам можно сказать, что в среднем стоимость по сравнению с 2010 годом вырастет на 2 рубля, хотя, например, в Еврейской автономной области, в Амурской области и Хабаровском крае расценки останутся прежними.
Эксперты предполагают, что, учитывая всю эту ситуацию, скорее всего, ранее февраля, например, в Московской области тарифы на проезд в электричке могут быть отложены с 1 января на более поздний срок, например на февраль.
В Москве можно сказать, что стоимость проезда поднимется по аналогии с тарифами в метрополитене и будет 28 рублей.
Конечно же, каждый регион будет решать сам, сколько средств потратить на компенсацию из своего бюджета по перевозке пассажиров в пригороде. Ежедневно этим видом транспорта пользуется более 2,5 миллиона человек, что составляет более 20 процентов от внутригородских и областных объемов перевозок по стране. Каждый субъект определится с платежеспособностью своего населения с бюджетными возможностями и после этого представит свои запросы на федеральный уровень. На основании чего будут компенсировать регионам их расходы, пока точно сказать нельзя. Сейчас в минрегионе разрабатывается необходимый документ. Но уже есть точная сумма в федеральном бюджете на дотации регионам- это 25 миллиардов рублей.
Как сказал вчера глава РЖД Владимир Якунин, в 2011 году у компании стоит задача сделать пригород безубыточным. В качестве перевозчика теперь будет выступать не сама РЖД, а пригородные пассажирские компании. До конца 2010 года будет создано 26 таких компаний. Но сейчас их 22. В настоящий момент есть уже пассажирские компании, которые работают в 36 регионах. Они выполняют 56 процентов от общесетевых перевозок пассажиров. При этом, по предварительным подсчетам, население стало меньше пользоваться электричками приблизительно на 20 процентов. Объективной причиной такого снижения стало изменение порядка оформления проездных билетов федеральным льготникам. Если раньше они оформляли себе абонемент на месяц, то теперь они ездят по разовым билетам.
Председатель совета директоров РЖД вице-премьер Александр Жуков считает, что в 2011 году компания получит в первый раз очень большой доход от продажи дочерних предприятий - более 12 миллиардов рублей. Речь, конечно, будет идти в основном о грузовых компаниях и вспомогательных предприятиях. По словам Владимира Якунина, предстоящий чемпионат мира по футболу, который запланирован в 2018 году, заставит компанию пересмотреть программу развития скоростных линий. По мнению главы РЖД, это положительный фактор для развития Российских железных дорог.