25.12.2010 00:00
Поделиться

Эксперты: Самые "хлебные" места для услуг такси заняты в основном нелегалами

Недавний рейд, который правоохранители провели среди таксистов на Киевском вокзале столицы, выявил более 300 нелегальных "бомбил".

Мало того что эти люди занимаются незаконным извозом, то есть работают исключительно на свой карман, не платя налогов, так еще и большинство их машин в аварийном состоянии, без талонов техосмотра. А 50 водителей, задержанных в ходе рейда, и вовсе управляли автомобилями, которые числятся снятыми с учета и уничтоженными по госпрограмме утилизации.

В ожидании тещи

Эксперты сходятся во мнении, что оборот столичного рынка таксоперевозок может достигать миллиарда долларов в год. По их данным, сегодня по Москве колесят порядка 40 тысяч "бомбил" и только девять тысяч легальных такси. Последние принадлежат автотранспортным предприятиям, зарегистрированным в качестве юридических лиц, имеющим собственный автопарк, фирменную символику. Они следят за состоянием транспортных средств и качеством предоставления услуг.

Самые крупные игроки на этом рынке - компании "Новое желтое такси", "Такси 956" и "Престиж". У каждой - примерно по полторы тысячи машин. Но самые "хлебные" места - привокзальные площади - заняты в Москве нелегалами.

- Посмотрите, кто стоит возле вокзалов? - задается вопросом исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Одни нелегальные извозчики. Несколько раз я приезжал вместе с телевидением на тот же Киевский вокзал. Так вот: таксисты, завидев камеру, тут же демонстративно снимали с крыш автомобилей "шашечки" и продолжали стоять на своем месте. Вроде как тещу ждут! Причем для них возле вокзала выделено специальное место, огороженное бетонными блоками.

По неофициальной информации, это место принадлежит некой компании, выигравшей тендер на аренду участка, и теперь сдает его нелегальным таксистам.

Откуда будешь?

Столичные "бомбилы" - преимущественно выходцы из Узбекистана, о чем свидетельствуют предпочтения: любимая марка - Деу Нексия, собранная в Узбекистане. Впрочем, в городе много выходцев из других бывших союзных республик. Приезжая в Москву, они покупают (как правило, по доверенности) "убитые" дешевые машины: "копейки", "шестерки", "семерки". Если автомобиль попадает в аварию, его попросту бросают.

Эти водители не очень хорошо знают Москву и русский язык, но при посадке лишнего не требует, в пути прибавки не просят. Узбеки, кстати, считаются и самыми корректными в отношении пассажиров. В день среднестатистический "бомбила" зарабатывает 3-4 тысячи рублей. Столичные власти не первый год пытаются легализовать рынок таксоперевозок. Департамент транспорта и связи Москвы выступил с инициативой создать Единую службу заказа такси "Московское городское такси". В эту службу с единым диспетчерским центром и единым запоминающимся номером для вызова предполагается объединить всех крупных перевозчиков. Кроме того, к ней перейдут "лакомые" стоянки у аэропортов, вокзалов, торговых комплексов. Но чтобы вытеснить с рынка нелегальных конкурентов, компаниям, вошедшим в единую городскую службу такси, придется снижать цены на перевозки.

Авторитетно

Какие меры необходимы для наведения порядка с такси?

Николай Лямов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта:

- Москва должна иметь квоту на такси. Скажем, образовалось сейчас стихийно 34 тысячи машин для извоза - пусть будет 34 тысячи. Но 34 001-е уже появиться не может. Так, например, в Лондоне. Почему? Потому что у каждой машины свой пожизненный номер, он продается предпринимателю, и залоговая стоимость его чуть ли не 300 тысяч фунтов стерлингов. Номер можно перепродать, передать по наследству. Но поменять невозможно, даже с машиной. Чтобы сохранить право работы в такси, нужно строго соблюдать существующие в нем правила. Если же водитель нарушит правило, полиция отнимет номер. У нас, чтобы ввести эту или другую систему управления такси и в целом общественным транспортом, такое право субъекту Федерации должен дать закон. Но если орган местного самоуправления несет ответственность за транспортное обслуживание населения, то пусть он и решает, как это делать.

Степан Орлов, председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике:

- Депутаты Мосгордумы готовят пакет законодательных мер, которые помогут решить многие транспортные вопросы. Предлагается ужесточить меры наказания за нелегальный извоз. Одновременно с этим будет вестись работа по принятию нормативных актов, которые запустят в действие закон "О такси в городе Москве", принятый больше года назад. Нужно законодательно закрепить такие меры, как организация городских стоянок для официально работающих такси, разрешение проезда такси по полосам, предназначенным для общественного транспорта.

Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:

- Нужны поправки в российский Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие штрафы за оказание нелегальных таксомоторных услуг. Причем штрафы должны быть больше дневной выручки таксиста - от 10 тысяч рублей и выше. Но чтобы было кого штрафовать, надо обязать извозчиков регистрироваться в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. И это тоже должно быть закреплено законодательно. А сейчас, сколько ни проводи рейдов по выявлению нелегальных таксистов, их невозможно привлечь к ответственности.