Тульский ветеран написал Владимиру Путину о братских захоронениях в селах

Среди сотен посланий, отправленных на прямой эфир Владимиру Путину, было и письмо туляка Николая Матвеева с просьбой пересмотреть систему финансирования благоустройства и содержания деревенских братских захоронений погибших в Великой Отечественной войне.

"От Кольского полуострова до Сочи захоронения находятся в безобразном состоянии, к ним тяжело добираться пешим ходом, а не то, что бы проехать, - пишет Николай Матвеев. - Скоро юбилейная дата: 70 лет обороны Москвы. Необходимо финансирование на реконструкцию, ремонт, благоустройство и содержание мест захоронения воинов, погибших на полях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Также следует произвести прокладку дорог с твердым покрытием к этим мемориалам".

На ратном поле

В 1941 году Белевский район был оккупирован фашистами. По его территории проходил северный край Орловско-Курской дуги, здесь шли очень тяжелые бои. Страшные, по воспоминаниям фронтовиков, события под Беседено, Бобриками, Зайцево… Сегодня на околице чуть ли не каждой местной деревеньки есть братские могилы. Как правило, над ними стоит небольшой гипсовый памятник, вокруг оградка - где чугунная, где обычный штакетник. На небольшой территории района 44 братских захоронения военнослужащих советской армии. По официальным данным, здесь покоятся более 11 тысяч солдат и офицеров. По неофициальным - на участке фронта длиной в 40 километров погибших значительно больше, каждый год поисковые отряды находят в этих местах останки непогребенных бойцов.

Зачастую захоронения солдат двух армий находятся совсем рядом. Так, у деревни Беседено на небольшом холме захоронено около 800 немецких солдат. В то же время этот холм и его окрестности были свидетелями разыгравшейся здесь трагедии. В декабре 1941 года гитлеровцы потеснили 1113-й полк 330-й стрелковой дивизии. Командир санитарного взвода, недавняя студентка МГУ Елизавета Шамшикова, оказалась в окружении с 70 тяжелоранеными. Фашисты сожгли колхозный сарай вместе с людьми, где самоотверженная медсестра до последнего пыталась помочь раненым. На этом месте в низине стоит небольшая скромная стела…

Минувшим летом в администрацию Белевского района с просьбой разрешить обустроить захоронения немецких солдат обратились представители Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества. Местные власти им не то чтобы отказали, но попросили на время отложить этот вопрос, смущенно не вдаваясь в подробности причин такого решения.

Между тем на территории Белевского района обнаружено четыре крупных захоронения военнослужащих германской армии. Причем обнаружены они были в свое время "черными копателями", беспардонно разграбившими могилы. Так что чиновники не усомнились в необходимости подобных мемориальных захоронений - солдат, погибший на войне, должен быть похоронен достойно, но… Причины этого "но" пояснила "РГ" Юлия Внукова, сама некогда в составе тульских поисковых отрядов боровшаяся с "копателями": все объясняется бедственным состоянием братских захоронений советских воинов на территории района.

- В деревнях сегодня остались в основном старики, многие из них помнят о тех событиях. Представьте: наверху ухоженное военное кладбище немцев, а у подножия холма более, чем скромный памятник нашим бойцам, - говорит Юлия Внукова. - Я предложила администрации района разнести эти захоронения территориально.

Реконструкция за… 300 рублей

Но на то, чтобы облагородить все деревенские братские могилы, нет денег. Как выяснилось, все сельские мемориалы воинам-освободителям находятся на балансе областного бюджета. Но региональная власть, как-то так подзабыла про деревенские могилы. Как рассказала "РГ" глава Жуковского сельского округа Белевского района Валентина Петрунина, с 2001 года на поддержание этих захоронений выделяется по 300-500 рублей в год. В этом году в честь 65-летия Победы в районном (не областном) бюджете заложили больше - 30 тысяч. Правда, всей суммы на селе так и не увидели. Удалось найти спонсоров, которые пожертвовали на приведение в порядок солдатских захоронений 20 тысяч рублей. Это на 18 братских могил, находящихся на территории Жуковского округа. Что можно было сделать на эти деньги?

- Памятники и обелиски были поставлены в 1958 году. Они в более-менее удовлетворительном состоянии, мы их подштукатурили, еще постоят, - рассказала Валентина Николаевна. - На спонсорские деньги обновили плиты со списками погибших. Хорошо помогли милиционеры - поправили ограды, там нужна была мужская сила, без них бы мы не справились. На бюджетные деньги закупили штакетник, устанавливали сами. Не до мемориалов нам - привести бы все в божеский вид, чтобы не стыдно было перед родственниками погибших.

Это нужно живым

Несравнимо более богатый, чем Белевский район, областной центр, готовясь к празднованию Дня Победы, потратил из городской казны на ремонт мемориалов города-героя семь миллионов рублей. Не стоит, конечно, сравнивать мемориальный комплекс защитникам Тулы на одной из главных площадей областного центра и скромную стелу в деревне Беседено. Но все же подавляющее большинство погибших лежат не в центре больших городов, а именно в братских могилах на погостах таких никому не известных деревенек, на территории сельских округов с нищими бюджетами. И не вина глав этих поселений, что им не на что сделать достойные обелиски. Отсутствие финансирования - это их беда.

- Раньше над Белевским районом шефствовал Тульский оружейный завод - вспоминает пенсионер и общественный деятель, проживающий в белевской деревне Сныхово, Николай Матвеев. - Ежегодно оружейники приводили в порядок братские захоронения. Теперь ТОЗ - акционерное общество, его собственникам явно не до шефских забот.

Николай Матвеев считает, что хорошо бы была какая-то общероссийская федеральная программа благоустройства братских захоронений, которая охватила бы их все - до самой дальней глубинки.

Настоящий полковник

Но есть в Тульской области и поистине уникальный пример. Еще недавно мемориал в городе Кимовске находился в запущенном состоянии. У местной администрации никогда не хватало средств, чтобы привести его в порядок. До тех пор пока в 2006 году уроженец этого города, ныне живущий и работающий в столице, полковник ФСБ Валерий Казаков не предложил муниципалитету установить в честь погибшего в этих местах батальона танк. Удалось договориться с танковым музеем в Кубинке о выделении танка Т-55. Для этого было выпущено специальное постановление Правительства РФ, с чем помог начальник РОСТО, генерал-полковник Сергей Маев. Архитектор Алексей Кочаковский сделал проект мемориального комплекса. Потом была сложная транспортировка танка в Кимовск на специальной платформе, кстати, единственной в Москве. А там и местные власти засуетились - нашли средства на тротуарную плитку. По словам Казакова, никто ни разу не отказал ему в просьбе о помощи.

Постепенно вокруг "странного полковника" организовались активисты, и каждый год они что-нибудь добавляют в благоустройство мемориального комплекса. С помощью местного предпринимателя Александра Цангеля привезли из Чебоксар две гаубицы 40-х годов М-40. Их установили на аллее Героев, которую сделали в честь 13 Героев Советского Союза - уроженцев Кимовского района. А потом пошли дальше - привели в порядок братское захоронение в соседней деревне Белоозеро. В планах добровольцев сделать освещение кимовского мемориала, постоянно горящий вечный огонь, поменять облицовку штыков, с которых вандалы содрали нержавейку…

- Я знаю, что такое военные действия, - говорит полковник Валерий Казаков. - Здесь погибли 18-летние мальчишки, у которых не было ничего, кроме потных гимнастерок. Бог дал им жизнь, и они ее здесь потеряли. Как можно их не помнить!

мнение

Олег Золотарев, руководитель областного поискового центра "Искатель":

- Недавно в Туле проходил международный "круглый стол", посвященный вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны. Участники указывали на возможность в перспективе укрупнения захоронений, перенос останков в специальные Курганы Славы. В том же Белевском районе, например, такой есть. В пользу укрупнения говорит и такой факт: сегодня во многих деревнях, на околицах которых стоят такие памятники, уже нет жителей. В Белевском районе, к примеру, деревня Сухачево: памятник защитникам есть, а деревни - нет. Или в Зайцево - памятник стоит напротив разрушенного здания клуба.

Другой путь решения проблемы ухода за памятниками - создание волонтерских отрядов. Но нужно финансирование, чтобы такие отряды были обеспечены всем необходимым.

К тому же, во многих случаях списки погибших на мемориалах братских могил в той или иной мере не соответствуют реальному количеству и персональному составу захороненных на данной территории воинов. Аналогичные проверки в Ростовской области (клуб "Память-Поиск"), Республике Татарстан (объединение "Отечество"), Республике Латвия (проект "Русские мемориалы в Латвии") позволяют предположить о существовании подобной ситуации в масштабах всего постсоветского пространства. Мы обратились в Тульскую областную думу с предложением о проведении заседания по вопросу паспортизации военно-мемориальных объектов, увековечения памяти павших защитников Отечества и определения возможных источников финансирования данной работы.