Поделиться

    Челябинцы успешно развивают "непромышленные" бренды

    Исторически Челябинская область считалась центром металлургического производства России.

    Всероссийскими флагманами этой отрасли стали такие предприятия, как Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Челябинский трубопрокатный завод, группа компаний "Магнезит" из Сатки, которые участвуют в самых амбициозных российских и зарубежных проектах. Прорывными событиями мирового уровня в отрасли стали запуск стана 5000 на ММК и открытие на ЧТПЗ цеха "белой металлургии" Высота 239. Не менее известна и продукция южноуральских машиностроителей - того же легендарного ЧТЗ или автозавода "Урал".

    Однако Челябинская область сегодня славится не только тяжелой промышленностью. Южный Урал все больше становится известен миру как центр популярных брендов в сфере туризма, народных промыслов, АПК и пищевой промышленности.

    Очарование "уральской Швейцарии"

    По сравнению с большинством российских регионов Южный Урал обладает серьезными рекреационными ресурсами. На территории Челябинской области находится более трех тысяч озер, множество заповедников и парков, 20 горнолыжных комплексов. Не случайно за обилие живописных водоемов и красоту местной природы регион нередко называют "уральской Швейцарией". Многие жители из Екатеринбурга, Уфы, Перми, Самары и других областей с удовольствием приезжают сюда на отдых - летом на озера, зимой - кататься на лыжах.

    Некоторые объекты туристической инфраструктуры Южного Урала получили всероссийскую известность. Взять хотя бы оздоровительно-спортивный комплекс "Абзаково" с современной инфраструктурой отдыха, где горнолыжный сезон длится с середины ноября до начала мая. Для любителей зимнего отдыха здесь подготовлены 15 трасс при перепаде высот до 320 метров. Есть трассы для слалома-гиганта, канатные дороги, биатлонное стрельбище.

    "Абзаково" примечателен еще и тем, что комплекс ушел от традиционной сезонности и представляет собой редкий пока пример комплексного подхода к отдыху. Здесь круглый год предлагаются гостям услуги аквапарка, автобусные экскурсии, конные, велосипедные и пешеходные туристические маршруты, проложенные по красивейшим заповедным местам. Популярны среди туристов и такие современные горнолыжные центры, как "Завьялиха" неподалеку от города Трехгорного и "Солнечная долина" под Миассом, доступные для посещения национальные парки "Зюраткуль", "Таганай".

    Челябинская область богата и историческими памятниками, а это основа для набирающего популярность культурного туризма. В первую очередь стоит назвать музей-заповедник под открытым небом Аркаим, где сохранились возникшие раньше легендарной Трои селения так называемой Страны городов. Несмотря на удаленность и "спартанскую" инфраструктуру, это чудо археологии, овеянное многочисленными легендами, посещают десятки тысяч человек. Еще в Челябинской области есть памятник индустриальной культуры: находящаяся в живописном Саткинском районе одна из первых в России гидроэлектростанция "Пороги". Комплекс работает с 1910 года. Эти бренды при создании условий и надлежащей раскрутке могут привлечь на Южный Урал тысячи и тысячи новых туристов.

    В Челябинской области создан межведомственный совет по развитию туризма. И первый вопрос, который будет обсуждаться, - формирование программы развития отрасли на 2011-2016 годы. При продвижении южноуральских туристических брендов будут использованы и бюджетые средства - они пойдут на информационную и рекламно-выставочную деятельность.

    Литье, оружие, гравюра

    Одним из наиболее узнаваемых в мире брендов Южного Урала стало каслинское литье. Завод архитектурно-художественного литья в городе Касли - в числе старейших в России, он был основан в 1747 году. Здесь сохранены вековые традиции художественного и архитектурного чугунного литья. Славу городу принесло как мастерство рабочих - подлинных художников, превративших тяжелый грубый металл в тончайший, податливый материал, так и сам высококачественный местный чугун. Продукция завода изготавливается по оригинальным технологиям, в лучших традициях каслинского художественного литья, которые поддерживает двенадцатое поколение мастеров.

    Традиции сильны и в оружейном производстве. Секрет златоустовской булатной стали, который открыл известный уральский металлург Петр Аносов, передается мастерами по наследству. В наше время в Златоусте более 50 разных мастерских, которые производят оружие и сувениры. В нынешнем году в городе создана гильдия мастеров-оружейников. Помимо собственного клейма мастерской появился специальный коллективный товарный знак Zlatoust. Это позволит южноуральским мастерам освоить новые рынки сбыта и популяризировать златоустовскую гравюру на стали. Развитие малого бизнеса в сфере промыслов, производства активно поддерживает руководство региона.

    - Продукция южноуральских мастеров востребована не только у нас в стране, но и во всем мире, - говорит губернатор Челябинской области Михаил Юревич. - Из федерального и областного бюджетов выделяются деньги на поддержку малого бизнеса. Эти средства будем направлять на продвижение наших брендов.

    Вкусные бренды

    Южный Урал может гордиться не только богатыми туристическими ресурсами и успехами мастеров-оружейников. Хорошо известны далеко за пределами региона, например, бренды пищевиков. Наиболее успешные компании активно осваивают зарубежный рынок. Так, к примеру, недавно в Сан-Паулу открылся филиал агропромышленного холдинга "Макфа", продукцию которого можно найти на прилавках практически всех крупных городов России. Челябинские макароны теперь находят свою нишу и в Бразилии. Продовольственная компания "Увелка", одной из первых в России освоившая технологию производства гречки в варочных пакетах, реализует крупу в США, Австралии, Канаде, Израиле, европейских странах. Обе компании находятся в числе лидеров на российском рынке.

    Челябинский центр пищевой индустрии "Ариант" удивил тем, что еще в 1996 году начал выпускать газировку, которая стала успешно конкурировать с известными американскими прохладительными напитками. При этом разнообразие видов челябинской продукции было больше, а цена - ниже. Качество оказалось также на высоте - специалисты центра обучались "секретам вкуса" в европейских странах, Израиле. Сегодня "Ариант" - один из ведущих производителей безалкогольных и алкогольных напитков в России.

    Совсем недавно на Челябинском городском молочном комбинате реализовалась идея производства мороженого под маркой "Первый вкус" - только из свежего молока и сливочного масла. Представители торговли поначалу скептически отнеслись к этому проекту, считая, что вывод на рынок недешевого натурального продукта, да еще в разгар экономического кризиса - это безумие. Однако потребители оценили вкус и качество этого мороженого. Продукцией высокого качества может похвастаться и челябинская фабрика тортов "Мирель", где работает высокотехнологичная голландская линия по производству бисквитов. Сегодня торты челябинского производства доступны покупателям по всей стране благодаря использованию уникальной технологии заморозки.

    Поделиться