27.12.2010 01:00
    Поделиться

    Дмитрий Медведев в эфире трех федеральных телеканалов подвел итоги 2010 года

    Дмитрий Медведев не просто отвечал на вопросы руководителей телеканалов, но и задавал им свои

    Президент Дмитрий Медведев по традиции в эфире трех федеральных телеканалов подвел итоги уходящего года, отвечая на вопросы генеральных директоров Первого канала, "России" и НТВ.

    "Итоги года с президентом России" стали новым телевизионным форматом в арсенале главы государства после избрания Дмитрия Медведева. Каждый год в декабре президент отвечает на вопросы руководителей трех российских телеканалов, раздавая оценки наиболее важным событиям года.

    2010-й не стал исключением. Та же студия, те же собеседники, тот же широкий круг тем, где рядом с серьезными политическими вопросами, социальными и законотворческими проблемами вполне найдется место и интересу о судьбе подаренного главе государства телефона iPhone 4G.

    Первый же вопрос о политике переводит разговор к обсуждению того, как развивается российская демократия. Президенту, с одной стороны, приводят его запись из видеоблога, где он заявил, что в нашей политической системе наблюдаются симптомы застоя, а с другой - развитие уличной политики, которая, как показали недавние события в Москве, может принимать и крайние формы.

    Отрицать право на уличную политику Дмитрий Медведев не стал. "Я неоднократно говорил: я считаю, что мы движемся в сторону прямой демократии, - снова напомнил президент. - В ряде случаев будут снова вводиться процедуры, которые, может быть, когда-то были забыты". Политика должна иметь свои разные формы реализации и даже уличные, но они должны удерживаться в рамках существующего закона. "Митинги, демонстрации, пикеты никто не отменял. Только нужно получать соответствующие разрешения, - заявил Медведев. - Есть прямая демократия. Это тоже нормально".

    Но с головой уходить на улицу политика все равно не должна - ей необходимы другие измерения. Одним из них являются партии, чей вес глава государства планомерно старается повышать все эти годы. Но полномочия требуют от партий и ответственности. "И наша главная политическая сила - "Единая Россия" - должна не просто царствовать, а должна проявлять ум, такт и силу, должна выдвигать правильных людей", - подчеркнул президент. В общественной жизни должны участвовать и другие партии, пусть они и находятся в оппозиции.

    Об оппозиционерах снова вспомнили, когда президента спросили, а есть ли в политической жизни страны кто-то еще кроме него самого и премьер-министра Владимира Путина. Причем о представителях так называемой несистемной оппозиции заговорил сам глава государства, назвал некоторых поименно и признал за ними право называться политиками.

    - Такие известные публичные политики, как господа Касьянов, Немцов, Лимонов, Каспаров, - это тоже публичные политики, - считает президент. - К ним по-разному относятся, у них у каждого своя, что называется, электоральная база. Но это тоже публичные политики.

    В ходе беседы упоминалась и фамилия Ходорковский.

    Дмитрий Медведев показал в очередной раз пример правовой культуры, развитие которой в общественном сознании - сам глава государства еще называет это борьбой с правовым нигилизмом - президент поставил для себя в качестве одной из задач, когда только избирался. "Ни президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора - или обвинительного, или оправдательного", - заявил глава государства как президент свое мнение.

    Обсуждение отдельных аспектов демократического развития и прямой демократии обнаружило, что в чем-то глава государства мыслит свободнее руководителей телеканалов. "Сегодня демократия - это не только представительная демократия, когда кого-то избрали в парламент, - указал президент. - Это все-таки непосредственное выражение людьми своего мнения".

    - Сегодня любой политик, кем бы он ни был - президентом или сельским старостой, - должен обязательно смотреть за общественным мнением, получать информацию - и непосредственно общаясь с людьми, и через всякого рода электронные возможности, - заявил глава государства.

    Поддавшись воле фантазии, Медведев даже предположил, что в будущем не исключено, что общество придет даже к проведению референдумов в Интернете. Тут Дмитрию Медведеву возразил гендиректор НТВ Владимир Кулистиков. Не застрянет ли страна в своем развитии, если каждую стройку обсуждать с общественностью? Не заболтаем ли модернизацию Медведева, как это случилось с перестройкой Горбачева?

    - Конечно, общественные процессы не должны быть деструктивными, - заявил глава государства. - И они должны проходить в установленных законом рамках. Но с другой стороны, наши чиновники, да они плевать хотели на эту общественность. Они ничего не слышат и слышать не хотят.

    Это наглядно продемонстрировала ситуация с Химкинским лесом, через который пройдет новая автотрасса между Москвой и Санкт-Петербургом. "Это как раз примеры того, когда все - начиная от правительства и заканчивая местными властями - могли бы проявить некоторое большее внимание к общественным тенденциям и договориться о том, что будет происходить, изначально", - уверен президент.

    А так, спустя несколько лет после одобрения проекта в ситуацию пришлось вмешиваться лично президенту да еще принимать, как он сам выразился, экстравагантное решение и приостанавливать строительство. В конечном счете, итоговое решение Медведев считает сбалансированным.

    Словно пытаясь обосновать одобренный вариант трассы, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заговорил о том, что есть вещи, вынужденность которых большая аудитория никак не может осознать, поэтому подобные дискуссии заведомо провалятся на референдумах. Дмитрий Медведев заметил лишь, что по всем вопросам референдумы не проводятся, но за глас народа заступился.

    - В любом случае, мне кажется, большая вовлеченность гражданского общества в обсуждение вопросов в нашей стране явно не повредит, - полагает президент. - У нас такие глубокие тоталитарные традиции, что нам еще их изживать и изживать. И пока дергаться по поводу того, что общественность села на шею, мне представляется абсолютно безосновательным.

    Дмитрий Медведев не только отвечал на вопросы руководителей телеканалов, но и задавал им вопросы, спровоцировав легкую дискуссию на тему свободы в средствах массовой информации и в новостной политике отечественных федеральных каналов. Владимир Кулистиков сказал, что редакционная политика вполне обсуждаема, но к вопросу свободы никакого отношения не имеет. Эрнст признал, что свобода на телевидении ограничена, но ограничена законом, сотрудничеством с властью, нормами морали и нравственности. А глава ВГТРК Олег Добродеев заявил, что уровень свободы всегда соответствует историческому периоду, который переживает страна, и сегодня на нашем телевидении самый высокий уровень свободы за всю его историю.

    - Чего, на мой взгляд, не должно быть, так это пропасти между, условно говоря, перечнем важных событий, которые формируются в жизни, и перечнем тех событий, которые показывают "Новости", - попытался объяснить свое видение свободы слова на телевидение Дмитрий Медведев. - Перечень новостных событий, если он в течение, допустим, суток формируется, не должен иметь драматического разрыва с Интернетом, с другими средствами массовой информации. На мой взгляд, именно так это сегодня и выглядит.

    Свое продолжение политический разговор получил в связи с происходившим в этом году процессом смены старожилов в региональной политике, где особняком стоит замена мэра Москвы Юрия Лужкова. "Нужно делом заниматься, а не пиаром личным и политическими разводками, - заявил президент. - Обязанность любого руководителя нашей большой страны, любой территории - следить за самой территорией".

    Бывшему столичному градоначальнику припомнили все: расцветшую коррупцию, пробки, бездумную точечную застройку и, наконец, отсутствие конкурентной среды в бизнесе. "Все подряды и тендеры кто выигрывает, кто выигрывал до последнего времени? Тот, кто за счет своих недюжинных предпринимательских способностей доказал свое право заниматься этими вопросами, - "самые талантливые предприниматели", как говаривал бывший мэр Москвы. Но мы знаем, как такие решения принимали. Всему этому нужно было положить конец", - объяснил глава государства причины отставки Лужкова.

    В связи с губернаторским корпусом снова был поднят вопрос о системе их избрания и возможного возвращения к региональным губернаторским выборам. Дмитрий Медведев усомнился, что такой отбор всегда и везде будет естественным. "Не всякие демократические методы хорошо работают, - полагает он. - Вы мне говорили о том, что можно общественные институты использовать вопреки национальным интересам. Но можно и демократические использовать, к сожалению".

    Что же до нынешней системы наделения полномочиями губернаторов, то она, по мнению главы государства, сложилась и абсолютно оправданна для федеративного устройства России. За годы своего президентства Медведев по такой системе сменил треть губернаторского корпуса. В этом отношении политика президента известна.

    Во-первых, региональный руководитель не должен сидеть на своем месте больше двух, в крайнем случае, трех сроков. Должны приходить новые люди с новыми идеями. Во-вторых, существующая система наделения полномочиями не значит, что губернаторы могут быть закрыты от общественности. Если нет контакта с гражданами, это неизбежно скажется на рейтинге. "Если губернатор имеет низкую популярность, если имеет так называемый антирейтинг, он не должен переназначаться, - уверен Медведев. - Поэтому эта система работает. Не идеально, но работает".

    И работать должны все ее механизмы, включая и случаи отстранения от руководства регионом. Президент дал понять, что отставка Лужкова была не показательной поркой. "Если утрачу к кому-то еще доверие, придется уволить, - заявил он. - Абсолютно точно! Никаких сомнений быть не должно. Это не разовая вещь. Это институт, который должен работать".

    Одной политикой итоги года от Дмитрия Медведева, конечно же, не ограничились. Говорили о социальных аспектах, о вопросах материнства и детства, которым президент уделили много внимания в своем Послании Федеральному Собранию. О борьбе с наркоманией, получившей катастрофическое распространение в школах, и о методах борьбы, которые все-таки должны оставаться в рамках закона. О поддержке села, в том числе в контексте летних лесных пожаров (подробнее об этом читайте в свежем номере "Российская газета - Неделя").

    Обсудили реформу МВД и закон о полиции. "Законодательство о милиции должно быть современным, - заявил Медведев. - И милиция должна, на мой взгляд, избавиться от некоторых родимых пятен, которые не лучшим образом ее характеризуют".

    Естественно, в итоги года по праву вписались первые шаги по модернизации экономики страны, ставшей частью политической повестки дня. Не обошли стороной международную политику: отношения с США и новый СНВ, сближение с Польшей и все те же разногласия с Японией вокруг Курильских островов.

    Выдержки из беседы главы государства в эфире телеканалов в выпуске "РГ-Неделя"

    Полный текст интервью

     комментарии

     Алексей Венедиктов,

    "Эхо Москвы":

    - Проблема наркозависимости школьников поднималась на встрече президента с главными редакторами шестого декабря, спросили, почему эта проблема не была затронута в послании. И он ответил: "Скоро услышите - это очень важная тема, она будет отдельной". По словам главы ФСКН Виктора Иванова, вход наркотиков в школу ныне с 12 лет, очевидно, что это огромная проблема.

    Мы уже встретились, несколько главных редакторов, с министром образования Андреем Фурсенко, встречались с Виктором Ивановым, думаю, нам надо будет говорить по этому поводу и с главой МВД Рашидом Нургалиевым, и с главой ФСБ Александром Бортниковым. Здесь нужна поддержка и силовая, потому что необходима охрана школ от дилеров.

    Сейчас создана рабочая группа по выработке противодействия вхождения наркотиков в школу. Это будет целый комплекс предложений, который мы по поручению президента внесем ему, потому что для решения проблемы нужна координация и силовых ведомств, и образовательных. Первая задача, которая стоит перед нами, - это предупреждение. Вторая - лечение. Лечить молодых людей можно только с согласия родителей, но мы же знаем, что родители бывают разные, и тогда возникнет мощная этическая проблема, на которую нет ответа. Каждый случай индивидуален.

    Проблема действительно замалчивалась и мы очень довольны, что президент ее публично распечатал, теперь после его слов, я думаю, все органы власти будут сотрудничать с рабочей группой.

    Алексей Макаркин,

    Центр политических технологий:

    - Дмитрий Медведев позиционирует себя как сторонник тезиса: "Свобода лучше, чем несвобода". Это рамочный тезис, который важен и для этого интервью, и для других выступлений Медведева. Если говорить об обществе в целом, то оно уважает ценности свободы. А вот если говорить об элитах, то и политические, и экономические элиты заинтересованы в том, чтобы ничего не менялось. Я думаю, что президент должен быть инициативным политиком, сам формулировать приоритеты, которые, если говорить о свободе, соответствуют интересам большинства общества.

    Запомнились слова об оппозиции, особенно его спокойная интонация. Медведев говорит об оппозиции как о политическом факторе, а не как об уголовниках, говорит о них как о людях, у которых есть свой избиратель, которые присутствуют в политическом пространстве.

    Президент продолжил социальную тему, и, я считаю, очень важными его слова о необходимости корректировки закона о пособиях для женщин, родивших ребенка. Закон вызвал очень противоречивую реакцию в обществе, и президент демонстрирует, что он готов в этом случае прислушиваться к мнению общественности. Вообще это очень значимо, когда власть воспринимает общественность как партнера, который может указать на ошибки и помочь решить проблему.

    Глеб Павловский,

    Фонд эффективной политики:

    - По итогам года Медведев выступает победителем - и он это осознает. Его внешнеполитическая программа оправдалась: весь 2010 год, начиная от победы Виктора Януковича на Украине до ратификации Договора СНВ, у него полоса успехов. На внутриполитическом фронте он за этот год превратился в стратегического лидера политического класса. Президент совершенно определенно выступал как лидер общественных настроений, например, когда в такой жесткой форме предложил руководителям федеральных телеканалов оправдать их собственную политику. И после того, как они сказали, что у них все в порядке со свободой, президент оспорил их мнение.

    Медведев придерживается политики инклюзивности, политики включения, считая, что включить нужно всех, даже тех, кто выглядит как меньшинство - оппозиция. Собственно говоря, существовала такая неназываемая, но всеми ощущаемая черта, по ту сторону которой находились эти перечисленные люди. Их даже называть было не принято, а президент сознательно перечислил их по имени, наверняка не потому, что он в восторге от их политических взглядов, или потому, что он их сторонник, но он просто требует, чтобы уважались взгляды даже малых групп.

    У президента нет иллюзий в отношении аппарата, он не сомневается в политической системе, но не видит в нынешнем аппарате способность выступать инструментом модернизации. И Медведев именно намерен пустить в ход свою власть главы государства. Первый, я думаю, практический шаг в этом направлении, о котором он сказал, - это создание системы координационных совещаний в регионах, которые будут контролироваться им лично.

    Подготовила Анна Закатнова 

    Поделиться